• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты из России, Германии, Китая, Турции и Бразилии приняли участие в историческом интенсиве Питерской Вышки

От допетровских времен до советских микрорайонов — студенты из России, Бразилии, Турции, Китая и Германии три недели изучали многослойную историю Санкт-Петербурга не только в аудиториях, но и на улицах города. Участники Международной Летней школы НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург посетили императорские резиденции и советские коммуналки, православные храмы и лютеранские кирхи, исторический центр и спальные районы.

Студенты из России, Германии, Китая, Турции и Бразилии приняли участие в историческом интенсиве Питерской Вышки

Фото предоставлено департаментом истории

Интенсив был посвящен истории Санкт-Петербурга — с момента основания до современности. Преподаватели Школы гуманитарных наук и искусств Питерской Вышки провели лекции, мастер-классы, семинары по разным эпохам — имперскому наследию, советскому периоду, религиозному ландшафту, а также организовали экскурсии по местам Февральской и Октябрьской революций. Участники Летней школы познакомились с центром города, а также посетили  отдаленные от центра и зачастую неочевидные достопримечательности, которые важны для современной исторической памяти региона. Завершилось обучение защитой групповых проектов. Участниками интенсива стали студенты из России, Бразилии, Турции, Китая, Германии.

Селин Адриан Александрович

Адриан Селин

декан Школы гуманитарных наук и искусств

«Летний курс «Санкт-Петербург: топография и наследие имперской и советской истории» — важное образовательное мероприятие с большим потенциалом для развития. Одна из функций нашего курса — это поддержание диалога о прошлом, возможность показать как российским, так и иностранным студентам разнообразие подходов к изучению истории, широкий диапазон тематик на примере, казалось бы, классического направления — имперского Санкт-Петербурга. 

Мне удалось поработать с международной аудиторией, на мой взгляд, хорошо подготовленной к восприятию даже такой узкой проблематики, как история региона (будущего) Санкт-Петербурга в допетровское время, использование текстов об этих эпохах в исторической политике XVIII–XX веков», — комментирует декан Школы гуманитарных наук и искусств Адриан Селин.

Калеменева Екатерина Алексеевна

Екатерина Калеменева

руководитель департамента истории

«Я проводила занятие под названием Leningrad: Making the Socialist City (Ленинград: формирование социалистического города). Студенты изучали, чем советские и социалистические города отличались от других форм урбанизма, как происходила советизация городского пространства Ленинграда и какое наследие она оставила после себя. Мне было важно показать, как через внимательное изучение изменений архитектуры, планировки и представлений о нормативном жилом городском пространстве мы можем намного лучше понимать социальные и политические изменения ХХ века.
Во время полевого семинара мы с участниками курса прогулялись по Нарвской заставе, чтобы на практике рассмотреть образцовый социалистический район 1920–1930-х годов, когда все важнейшие элементы новой городской инфраструктуры были построены в стиле конструктивизма. На этом примере мы обсуждали и сравнивали, какой тип социальности и какие ценности должна была формировать конструктивистская застройка и более поздние неоклассические кварталы, построенные в конце 1930-х — начале 1950-х годов, а также типовые микрорайоны 1960-х. Как через урбанистику можно понять изменения в советском политическом проекте
», — рассказала руководитель департамента истории Екатерина Калеменева.

Междисциплинарный формат школы позволил студентам погрузиться не только в городскую среду — одна из экскурсий была посвящена религиозному ландшафту. Участники посетили несколько храмов разных христианских конфессий на Невском проспекте.

Кузинер Игорь Эдуардович

Игорь Кузинер

старший преподаватель департамента истории

«Мы говорили о том, что и современники Российской империи, и сегодняшние историки рассматривают  нашу страну как пространство конфессиональной терпимости, где представители разных вероисповедований сосуществовали на институциональном уровне. Однако подобный взгляд не учитывает многие идентичности и группности, которые оказывались за пределами этого пространства веротерпимости — от православных религиозных диссидентов (старообрядцев) до тех, кто до 1905 года решался перейти в другие вероисповедания», — объяснил старший преподаватель департамента истории Игорь Кузинер.

«Этот курс расширил мой кругозор и позволил гораздо глубже ощутить связь с городом и его историей. Особенно понравилось, что наши занятия часто проходили на открытом воздухе: мы ежедневно отправлялись на экскурсии по городу и к исторически важным местам. Это позволило знакомиться с материалом более живо и достоверно, чем в обычной аудитории. Обучение было академически насыщенным и вдохновляющим», — поделилась впечатлениями студентка из Германии Лаура Гюнтер.

По итогам курса студенты представили исследовательские проекты о практиках сохранения исторической памяти в Санкт-Петербурге.  Например, об эволюции представлений о Смольном институте, влиянии советского городского планирования на урбанистические практики в других странах, а также о том, какие образы и символы закреплены и воспроизводятся в городском пространстве Сенной площади.