• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как трансформируется память о войне у молодого поколения: исследование социологов Питерской Вышки

Как за 80 лет изменились практики сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне? Социологи НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург проанализировали отношение молодежи к празднику Победы. Результаты опубликованы в журнале «Социологические исследования».

Как трансформируется память о войне у молодого поколения: исследование социологов Питерской Вышки

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Память о войне в современной России переживает трансформацию. То, что в первые десятилетия после Дня Победы хранилось в семейных архивах как болезненная тайна, сегодня становится публичным ритуалом. Директор Центра молодежных исследований (ЦМИ) Питерской Вышки Елена Омельченко и аспирантка Анастасия Андреева изучили восприятие 9 Мая молодыми людьми — поколением зумеров.

Исследование базируется на 12 дневниковых записях проекта «Прожито» (с 1946 по 2012 год), а также глубинных интервью с респондентами других проектов ЦМИ.

«Тема памяти о войне всегда всплывает, когда мы исследуем ценностный мир молодежи, — объясняет Елена Омельченко.Это один из якорей национальной самоидентичности, который перешел из XX в XXI век. За последние двадцать лет мы видим значимые изменения в восприятии ключевых событий, но здесь важна доказательность и осторожность в выводах».

Особенность глубинных интервью — непрямые вопросы.

Омельченко Елена Леонидовна

Елена Омельченко

директор Центра молодежных исследований

«Мы никогда не спрашиваем именно о Великой Отечественной войне. Мы интересуемся: какие события кажутся значимыми, что повлияло на формирование вас как человека, просим рассказать про семью. И респонденты сами поднимали эти темы — что делает результаты особенно ценными», — говорит исследователь.

Анализ документов показывает, что изначально память о войне существовала в пространстве личного, сакрального, приватного и семейного. До сих пор многие не хотят распространяться о воспоминаниях старших родственников — это истории трагические, сопряженные со страданиями, потерями, жертвами, где далеко не всегда присутствует героизм в его официальном понимании.

Важный исторический контекст: День Победы не праздновался до 60-х годов — почти двадцать лет его не отмечали официально. «По понятным причинам: победа была достигнута очень горькой ценой. Память о том, чего это стоило, была параллельна гордости за страну», — отмечает директор ЦМИ.

Постепенно произошел переход из плоскости сакрального в формат официального и публичного. Исследование выявило расхождение между политическим дискурсом и современными представлениями о празднике Победы. По данным интервью, молодежь связывает его не только с Великой Отечественной войной, но и гораздо шире — с советской эпохой, историей города и историей своей семьи.

«Зумеры готовы участвовать в «приуроченных» событиях, но при этом сдержанно относятся к обязательствам. Особенно развиты рефлексивность и критическое мышление, а контроль за эмоциональной сферой вызывает отторжение. Память о войне располагается скорее в пространстве личных эмоций и ценностей. Сейчас для молодого поколения на первый план выходят семейные переживания, история города и земляков в то время», — поясняет Елена Омельченко.

Современные интерпретации патриотизма формируются вокруг локальной идентичности. Молодые люди включаются в волонтерские проекты, организованные не сверху, а самостоятельно — по восстановлению исторических объектов, созданию выставок, экскурсий с более глубоким пониманием судьбы домов, улиц, районов.

По словам Елены Омельченко, для современной молодежи значимы повседневные вещи, связанные с реальной жизнью людей 80 лет назад. То есть представителям поколения Z важно понять, как переживаются такие страшные события.

Работа показывает: память живет и трансформируется естественным образом. Однако авторы предупреждают о рисках чрезмерного давления: «Слишком настойчивые требования включаться и участвовать в формализованных мероприятиях воспринимаются скептически. Молодежь всегда была и будет против навязывания идеалов, мнений, любви, гордости. Память о войне и Победе, как показала наша статья, располагается скорее в пространстве личных эмоций, личного отношения, ценностей и любви к истории, к России. Молодежь формирует свое понимание принадлежности: быть россиянином, петербуржцем, умным человеком, эмоционально развитым, отзывчивым, принадлежащим к своему поколению…»

Исследование продолжается в рамках проектов по изучению особенностей взросления поколения Z и креативного потенциала молодежи. «Мы не формулируем это как отдельную тему исследования, но как сюжет, связанный с пониманием жизни, ценностей, формированием картины мира, — он всегда присутствует в наших работах», — заключает Елена Омельченко. 

Ознакомиться с полным текстом статьи можно по ссылке.