• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Филолог Питерской Вышки представила книгу о творчестве русского поэта ХХ века

Старший преподаватель департамента филологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александра Пахомова опубликовала монографию о творчестве поэта Михаила Кузмина — первого в России мастера свободного стиха. Презентация книги «Непрошеный пришелец: Михаил Кузмин. От Серебряного века к неофициальной культуре» прошла в книжном магазине «Все свободны».

Филолог Питерской Вышки представила книгу о творчестве русского поэта ХХ века

Фото предоставлено Александрой Пахомовой

Монография Александры Пахомовой вышла в издательстве «Новое литературное обозрение». В центре внимания — малоизученный послереволюционный период жизни Михаила Кузмина. Автор рассматривает поэта как значительную фигуру русской литературы ХХ века, причастную к созданию неподцензурной культуры. 

Пахомова Александра Сергеевна

Александра Пахомова

старший преподаватель департамента филологии

«Долгое время никому не приходило в голову посмотреть на Кузмина как на прямого посредника между модернизмом и поэзией второй половины ХХ века.

Меня заинтересовали не ранние годы его творчества, хорошо описанные, а другой период: когда блестящий поэт, денди и знаток французского искусства XVIII века обнаружил себя сперва в повоенной, потом в пореволюционной, а затем и в Советской России — но не покинул эту страну, не отказался от творчества, а продолжил писать и сочинять в тяжелейших и мало пригодных для этого условиях. Он не только не потерялся, но и вышел из огня революции другим автором, его поздняя поэтика — новый этап в русской литературе. Интерес к авангарду, создание прославляющих революцию стихотворений, сотрудничество с пореволюционными организациями были органичным следствием изменений творческих интересов.

Я проанализировала много архивных материалов: писем, заметок, рабочих тетрадей и дневников. Это источники, не только связанные с Кузминым, но и с его ближним кругом — периодика, воспоминания друзей, литературная критика. Изучение одного этапа творчества невозможно без анализа другого, оно тянет за собой третье, и так моя монография охватывает весь творческий путь Кузмина, с 1900-х по 1930-ые годы», — рассказывает старший преподаватель департамента филологии Александра Пахомова.

Особенность исследования — в методологии. Александра Пахомова детально изучила изменение рецепции на творчество автора в литературном сообществе: «Я рассматривала его жизнь и творчество не через анализ произведений или хронологию событий (с первым удачно справляются многочисленные исследования, а второе целиком и полностью описывает его знаменитый дневник), а как историю славы и даже, пользуясь выражением литературоведа Романа Тименчика, «историю культа».

На протяжении многих лет Михаил Кузмин четко выстраивал свою литературную репутацию и социальное лицо, во многом его творческий путь и есть смена репутаций и лиц, неотделимая от бурных событий эпохи. Парадоксальным образом Кузмин, не слишком принятый современниками, никогда не бывший поэтом первого ряда и не ставший культовой фигурой у потомков, сформировал одну из самых цельных, ярких и уникальных репутаций среди множества не менее экзотических фигур Серебряного века, которую не смогли уничтожить годы забвения. Более того, следы влияния Кузмина обнаруживаются в литературе и культуре второй половины ХX века — как в андеграундной части, так и в официальном дискурсе».

Фото предоставлено Александрой Пахомовой

Как отмечает Александра Пахомова, Михаил Кузмин находился у истоков формирования кружковой культуры начала ХХ века. Свободное отношение автора к разным писателям и различным творческим платформам привело к тому, что именно вокруг него группировалась петроградская, а затем и ленинградская литература. В дальнейшем влияние Михаила Кузмина в той или иной мере можно увидеть в поэзии 1920-х годов, в редких творческих побегах 1930-х (Вагинов, Егунов), в произведениях поэтов группы ОБЭРИУ и далее — вплоть до неофициальной литературы времен оттепели.

Книга была тепло встречена литературной критикой. Поэт Данила Давыдов в своей рецензии отмечает четкую структуру монографии. По его мнению, исследование Александры Пахомовой новаторски подходит к некоторым вопросам кузминоведения.

«Я стараюсь использовать в своей работе не только традиционный филологический инструментарий, но и социологический подход, а также цифровые методы, например, сетевой анализ. Отличие филфака Питерской Вышки — в междисциплинарности. Практико-ориентированная среда вуза позволяет смотреть на литературу совсем иначе. Текстом, объектом исследования филолога, может быть все что угодно, именно этому я учу своих студентов», — объясняет Александра Пахомова.

В планах филолога Питерской Вышки — продолжение работы над наследием писателя. Следующим этапом станет изучение и комментирование дневников периода 1925–1928 годов, исследование расширенного круга общения Кузмина и описание сообщества ленинградской литературы рубежа 1920–1930-х гг.

Образовательная программа «Филология» готовит специалистов по литературоведению и лингвистике. Студенты изучают теорию литературы, академическое письмо, введение в литературоведение, языкознание, а также три иностранных языка.