Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Тетрис трендов»: Питерская Вышка и Александринский театр провели пятую конференцию CIBA

На Новой сцене Александринского театра прошла пятая ежегодная конференция CIBA, организованная преподавателями и студентами магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Мероприятие объединило более 300 участников, включая студентов, экспертов-креаторов, предпринимателей и представителей культурных институций.

«Тетрис трендов»: Питерская Вышка и Александринский театр провели пятую конференцию CIBA

Главной темой CIBA 2025 стал трендвотчинг, а символом — тетрис. По мнению организаторов конференции, предпринимателям и креаторам необходимо овладеть искусством комбинирования элементов (модные тенденции, ресурсы, команда) для достижения идеального результата. Особенно в мире, где новые тренды падают с головокружительной скоростью, словно фигуры в тетрисе.

Зеленская Елена Михайловна

Елена Зеленская

академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений»

Каждый год CIBA меняет формат благодаря своей уникальной специфике. Мы работаем с новой командой студентов, которая реализует и воплощает концепцию под руководством кураторов проекта. Это делает мероприятие всегда свежим и креативным. Проект позволяет студентам прокачать навыки ивент-менеджмента, работы в команде, привлечения спонсоров и выстраивания коммуникации с известными людьми. Первокурсники магистратуры получают в портфолио реализованный проект на площадке национального театра.

В подготовке CIBA 2025 участвовали 16 студентов и три куратора — Елизавета Любимова, Светлана Супранович и Елена Зеленская. «Каждый год начинаем с разработки концепции, и в этот раз она была посвящена трендам и игре. Это одна из нескольких идей, которые мы рассматривали, и она прошла долгий путь трансформации», — пояснила Елена Зеленская. 


Как поймать большую идею

Конференция открылась лекцией тренера по развитию креативного мышления, преподавателя Высшей школы экономики Варвары Титовой «Трендвотчинг. Как поймать большую идею». Эксперт рассказала, почему умение отслеживать тренды сегодня становится необходимым навыком не только для работы креативных специалистов, но и для ведения бизнеса. «Трендвотчинг помогает строить стратегии и предсказывать будущее», — отметила Варвара Титова.

Спикер поделилась методологией развития креативного мышления. По ее словам, генерировать свежие идеи чаще всего мешают «страх чистого листа, реакция осуждения, страх показаться банальным и обвинения в плагиате». Эксперт поделилась  «секретом гениальности»: «Гений отличается от обычного человека тем, что не ленится и делает больше. Чтобы придумать нечто новое, нужно разделить два процесса: творчество и адекватность. И не бояться случайностей — они помогают мыслить, как изобретатели».

После креативного старта гости CIBA разделились на четыре группы: создавали брелоки своими руками, обсуждали ДНК искусства в бизнесе, взаимодействие художников и предпринимателей, роль технологий в работе дизайнера, а также приняли участие в актерском тренинге.

«Практическая часть конференции позволила участникам не только услышать, но и попробовать, прочувствовать создание креативных продуктов», — отмечает Елена Зеленская, академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в индустрии впечатлений».


Эксперт в области креативных индустрий Антон Донцов раскрыл концепцию эффективного тандема бизнеса и искусства. Он отметил важность эмпатии, которая позволяет создавать сильные партнерские отношения и находить нестандартные решения.

«Сегодня мы живем в эпоху новых тандемов, когда наибольшую ценность создает формула 1+1=11. Соединение предпринимателя и художника — это путь к по-настоящему значимым проектам. Когда традиционный бизнес переходит в креативную индустрию, появляется новая среда. Примером может служить Карл Фаберже, который вошел в креативный процесс с императором Александром III и создал легендарный продукт», — подчеркнул спикер.

Впечатлениями от лекции Антона Донцова поделилась Екатерина Пирогова, представитель юридической компании, специализирующейся на интеллектуальной собственности. По ее словам, конференция погружает в иной языковой контекст, стимулируя мышление и знакомя с новыми терминами.

«В нашей деятельности мы тесно сотрудничаем с креативными профессионалами. Моя задача — быть связующим звеном между творческими личностями и юристами. Важно поддерживать эффективную коммуникацию, чтобы юристы, погруженные в документы, не теряли связь с контекстом событий в творческой среде.

У этой конференции особая инновационная атмосфера. Это действительно вдохновляет и обогащает», — отметила участница CIBA 2025.


Геймификация: больше, чем игра

Новым форматом для CIBA стал живой подкаст о геймификации. Спикерами выступили куратор направления «Гейм-дизайн» НИУ ВШЭ, ведущий YouTube-шоу «Подземелья Чикен Карри» Александр Бреганов, Сommunity Team Lead «Мира кораблей» Александр Харитонов и автор канала CGSpeak Алексей Мельников. Эксперты поговорили о том, как развивалась индустрия от тетриса до современных проектов, затронули философский аспект игр, их роль в воспитании корпоративной культуры и влияние на восприятие мира. 

«Геймификация в широком смысле — повсюду. Даже зарплата — это тоже игровая механика. При этом в игре из реальности вырезается все, что сложно. В маленьком магическом кругу все понятно», — отметил Александр Бреганов.

По мнению спикеров, главный тренд будущего в геймификации связан с борьбой за внимание: «Время концентрации, которое человек может подарить вашему продукту, сокращается. Лучшая награда для нашей индустрии — желание геймера включить игру завтра».


«Это самый лучший мой выбор за год, — поделилась Жасмин Авакян, выпускница художественного училища и участница CIBA 2025. — Потому что заставило задуматься о том, куда мне двигаться. Я живописец, и мне очень нравятся игры, но я не знала, как это соединить. Этот подкаст подтолкнул меня на определенные мысли».

«Я фанат «Подземелья Чикен Карри», — комментирует зритель подкаста Анастасия Тулупова. — На мероприятие я пришла ради Александра Бреганова. В отличие от многих, я мало знакома с игровой сферой, но мне очень понравилась глубина обсуждения, особенно когда дискуссия затрагивала философские вопросы и их переплетение с игровой культурой. Это заставило меня задуматься о том, чтобы более внимательно присмотреться к компьютерным играм, теперь хочу глубже погрузиться в эту тему».

«Меня впечатлила грамотная речь участников и глубина задаваемых вопросов. Диалог со зрителями был выстроен очень конструктивно. Создавалось ощущение полного погружения в процесс. Как будто смотришь высококачественный подкаст, но он разворачивается в реальном времени прямо перед тобой», — говорит студент программы «Менеджмент индустрии впечатлений» Александр Страхов.


Плохая новость — время летит, хорошая новость — мы пилоты

Финальная часть конференции прошла в формате панельной дискуссии на тему «Тренд на ностальгию: взгляд в прошлое как инструмент для будущего». Модератором выступил Яков Трахман из компании «Афиша». Пять спикеров из разных креативных индустрий обсудили, как воспоминания о прошлом становятся мощным маркетинговым инструментом.

Заведующая Проектно-учебной лабораторией коммуникаций в креативных индустриях НИУ ВШЭ Наталия Белякова отметила эволюцию ностальгии: «Она развивается от моды на предметы к сервисам. Высшая степень — ностальгия по образу жизни».

Татьяна Максютенко, директор по маркетингу культурного квартала «Брусницын», определила ностальгию как актуальный тренд, приведя примеры успешных проектов с концепцией «ретро», среди которых и ретрофотостудия, и локальный бренд одежды, и вечеринки в стилистике 90-х и начала 2000-х. Она подчеркнула, что «ностальгический маркетинг эффективен, так как формирует мощную эмоциональную связь бренда с целевой аудиторией». А также привела несколько примеров анемои: ностальгии по временам, в которые человек не жил. «Современные ремиксы музыкальных композиций, таких как «Комарово» для Atomic Heart, набирают миллионы прослушиваний среди молодежи, которая не жила в эпоху оригинала. Это демонстрирует, что ностальгия может работать даже с аудиторией, не имеющей личного опыта переживания определенного периода», — отметила Татьяна Максютенко

Дарья Богдашова из компании «буше» высказала более критическую позицию, назвав ностальгию «базовым способом манипуляции для платежеспособной аудитории». Тем не менее, она признала, что подобные подходы «драйвят любую индустрию и никогда не перестанут быть актуальными».

В завершение дискуссии участники отметили, что ностальгия может служить «мягкой силой», объединяющей разные поколения и создающей общий культурный язык.

Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

«Нам очень важно, что CIBA проходит именно в Александринском театре, — отметил директор театра Александр Малич в своем обращении к участникам CIBA. — Несмотря на то что мы национальный театр, хранитель традиций, мы на самом деле про будущее. И сейчас следуем девизу «Новая жизнь традиции». В искусстве без эксперимента ничего не происходит. Эксперимент может быть удачным или неудачным, но сам процесс поиска нового — это топливо для творчества, возможность для художников изучать мир и духовно расти. То же самое делает Вышка. Я присутствовал на открытии корпуса в «Красном гвоздильщике» и впервые за 20 лет после окончания университета пожалел, что уже не могу там учиться — настолько он впечатляющий. Поэтому Вышке я просто аплодирую! Спасибо вам огромное, что вы с нами все эти годы, и добро пожаловать в Александринский театр!»

Заместитель директора по образовательной деятельности и цифровой трансформации Питерской Вышки Павел Кузьмин также подчеркнул важность экспериментов: «Инновации помогают нам выйти за пределы стандартных, шаблонных действий. Искренне надеюсь, что для каждого из вас CIBA станет началом пути, который приведет к таким же прорывным решениям, какие нашли Александринка с новыми форматами и Вышка с новыми подходами к образованию».


Подводя итоги пятой конференции CIBA, Елена Зеленская отметила, что в этом году команда была особенно сильной, а мероприятие прошло на высоком уровне. «Мы всегда анализируем результаты сразу после события, чтобы ничего не упустить. В этот раз все удалось: гости, спикеры, организация — на высоте. Время пролетело незаметно, и это говорит о динамичности и увлеченности процессом», — поделилась она. 

CIBA: Creative Industries. Business. Art — серия образовательных мероприятий, реализуемых магистерской программой «Менеджмент в индустрии впечатлений» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в партнерстве с Новой сценой Александринского театра. Первая конференция состоялась в 2021 году и с тех пор проводится ежегодно.