Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сможет ли нейросеть заменить журналиста? Дискуссия в Питерской Вышке

Машинистки, фонарщики, прачки, ледорубы — профессии, которые исчезли благодаря прогрессу. Ждет ли та же участь создателей контента? Эту тему обсуждали эксперты на медиасеминаре НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Сможет ли нейросеть заменить журналиста? Дискуссия в Питерской Вышке

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета Ольга Мухина представила результаты нескольких исследований рынка труда, проведенных совместно с коллегой, доктором философских наук, профессором Владимиром Олешко. Выяснилось, что каждая пятая вакансия на hh.ru для фрилансеров в медиа требует навыков работы с нейросетями. Для штатных сотрудников этот показатель составляет около 3,5 %. Такой разрыв объясняется тем, что фрилансеры быстрее внедряют ИИ в свою работу, поскольку это способствует увеличению их дохода. 

«Фрилансеры чаще создают тексты при помощи рерайта и материалы без уникальных фотографий. У них нет многоэтапных утверждений и они заинтересованы в оптимизации личного времени. Результаты опроса, проведенного среди журналистов в мае прошлого года, показали, что две трети специалистов считают искусственный интеллект помощником, около четверти не думают, что технология значима, а остальные видят в ней угрозу своей востребованности. «Боюсь, но пользуюсь», — так емко охарактеризовала позицию одна из журналисток. При этом мы выявили четкую закономерность: большинство тех, кто не считает искусственный интеллект значимым явлением, либо никогда не пытались с ним работать, либо разочаровались после первых неудачных экспериментов», — объяснила Ольга Мухина.

За последние два года в медиасреде появились совершенно новые профессии: AI-тренеры, нейроредакторы, AI-копирайтеры, AI-контентмейкеры, журналисты по теме ИИ, промт-инженеры. Исследование также показало, что специалисты, обладающие навыками работы с ИИ, получают более высокий доход, занимая верхнюю треть в диапазоне заработных плат фрилансеров (от 85 до 105 тысяч рублей).

Ольга Мухина

Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета

История из личного опыта: я курирую медиапроект, который изначально был создан студентами. В мае 2024 мне удалось автоматизировать около 30 % всех рабочих процессов с помощью искусственного интеллекта. К декабрю этот показатель вырос еще на 10 %. По моим прогнозам, к лету 2025 года уровень автоматизации достигнет 50 %, а в течение следующих двух лет мы придем к тому, что нейросеть будет самостоятельно формировать контент, а моя роль сведется к финальному одобрению материалов.

Этот проект не требует создания высокоинтеллектуального или особо творческого контента. Однако значительное число журналистов занято именно в таких сегментах медиасферы.

Если перевести эту ситуацию в термины традиционного медиабизнеса, то я, как главный редактор, в мае 2024 года сократила 30 % штата, к концу года уволила еще 10 % сотрудников, а к лету планирую расстаться еще с 10 %. При этом оставшаяся часть команды с высокой вероятностью потеряет работу в течение ближайших двух лет. Это наглядная иллюстрация того, как стремительно искусственный интеллект меняет структуру занятости в медиаиндустрии.

В дискуссии принял участие заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Андрей Вырковский. Он считает, что внедрение ИИ — это часть глобальной цифровой революции медиа, которая началась еще десять лет назад. По его словам, точкой невозврата стало появление социальных платформ, для которых создается беспрецедентный поток контента. «Искусственный интеллект — лишь очередная глава. Мы существуем в состоянии непрерывного движения, где нет возможности остановиться и осмыслить происходящее. Сначала социальные платформы перевернули правила игры. Затем 2020 год активировал то, что до этого казалось невозможным, — массовый переход на дистанционную работу. Теперь нейросети… Главное, что традиционные медиа давно перестали быть основными создателями информации. Они — позвоночник, обеспечивающий структуру, так как производят новости — самый ценный и сложный продукт, без которого невозможно обойтись. Но это всего 5 % от общего объема контента. Остальные 95 % создаются по совершенно иным правилам, о которых мы знаем очень мало». По мнению эксперта, в первую очередь исчезнут профессии, связанные с шаблонными задачами, как было, например, с машинистками в 90-е годы. «Первыми под удар попадут создатели низкокачественного рерайта — искусственный интеллект справится с этой задачей эффективнее», — подчеркнул он.

Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Елена Кудрявцева обратила внимание на параллель с ИТ-сферой, в которой также исчезает потребность в специалистах низового уровня, но одновременно возрастает спрос на профессионалов высокого класса. «Но откуда появятся мастера своего дела, если новичкам некуда будет прийти? Генерация простых текстов и изображений неизбежно перейдет к искусственному интеллекту. Но если молодой специалист не проведет год-два, выполняя рутинную работу и создавая тексты собственными руками, как он сможет стать по-настоящему сильным профессионалом? Что произойдет через три-пять лет, когда выпадет целый этап становления? Это тревожная тенденция, требующая серьезного осмысления», — считает эксперт.


Важный вопрос, прозвучавший в ходе семинара: какие навыки стоит развивать, чтобы оставаться востребованным в эпоху ИИ? Ольга Мухина уверена, что дольше всего с нами останутся высокоинтеллектуальные и творческие задачи. «Способность желать и мечтать — вот что отличает редактора-человека. Именно он создает идейную основу медиа и выступает истинным двигателем редакционного процесса. Сейчас нужно отслеживать рынок, чтобы понимать, когда пора переучиться. Прошло то время, когда человек мог один раз получить профессию и остаться с ней на всю жизнь», — прокомментировала она.

Доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Сергей Давыдов предложил разграничить понятия «профессия» и «занятие»: «С научной точки зрения профессия предполагает несколько лет обучения, профессиональную солидарность, большой порог входа. То, о чем мы говорим, — это не профессия, а занятие. Человек-будильник, телефонистка — это низшие звенья профессиональной пищевой цепочки прошлого. Да, определенные категории работников уйдут со сцены, как это происходило всегда. Техническое обслуживание будет трансформироваться, избавляя нас от рутины. Вспомните: появились стиральные машины — пропала профессия прачки. Человечество неизменно стремится к освобождению от механического труда».

Профессор департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Сергей Вартанов отметил, что тема попала в нерв общественного запроса и является одним из приоритетных направлений исследований Высшей школы экономики. По его словам, изменения представляют интерес не только для действующих специалистов медиаиндустрии, но и для преподавателей, которые готовят кадры.

Вартанов Сергей Александрович

Сергей Вартанов

Профессор департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Мы можем прийти к ситуации, когда в редакциях сохранится только должность главного редактора, в то время как другие традиционные позиции постепенно исчезнут. Существует множество апокалиптических сценариев с финалом, в котором роботы пишут тексты для ботов. Если человек исчезнет из медиапространства, мы рискуем потерять нечто фундаментально важное. Надеюсь, что подобного сценария можно будет избежать. 

В завершение встречи участники семинара обсудили перспективы сотрудничества между НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Уральским федеральным университетом в сфере изучения искусственного интеллекта. Эксперты сошлись во мнении, что объединение научного потенциала двух образовательных учреждений позволит глубже понять трансформацию медиапрофессий под влиянием новых технологий и разработать рекомендации для адаптации образовательных программ к современным требованиям рынка труда.