Филолог Питерской Вышки презентовала дневники Михаила Кузмина в Музее Анны Ахматовой
Старший преподаватель департамента филологии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александра Пахомова подготовила к печати дневники Михаила Кузмина 1917–1924 годов. Презентация книги, вышедшей в издательстве Ивана Лимбаха, прошла в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Дневник раскрывает неизвестные ранее страницы жизни и творчества поэта и писателя в переломную эпоху российской истории.

История публикации дневников Кузмина насчитывает более трех десятилетий. Впервые его записи (от 1934 года) были изданы в 1998 году, однако после 2014 года работа практически остановилась. В 2022 году по инициативе главного редактора издательства Ирины Кравцовой и Александры Пахомовой исследования возобновились. Итогом стала публикация дневниковых записей, охватывающих восемь послереволюционных лет.
Презентация в Музее Анны Ахматовой, который на протяжении 30 лет содействовал публикации творчества писателя, собрала ведущих исследователей и ценителей творчества Кузмина. Филолог Александра Пахомова рассказала о своем исследовании — от защиты диссертации до первого комментирования творчества писателя.
«Для меня было важным закрыть лакуны в творчестве Кузмина», — отмечает Александра Пахомова. По ее словам, работа осложнялась тем, что со временем стиль писателя трансформировался в своеобразную тайнопись — с сокращением имен и умалчиванием важных фактов: «Это очень сильно усложнило нам работу. Я благодарю моих коллег за неоценимую помощь в подготовке материалов».
Работу филолога Питерской Вышки высоко оценили коллеги. Критик и переводчик Никита Елисеев отметил «титанический труд» исследователя: «Огромное ей уважение! Реакции Кузмина на отечественные перемены становятся яснее. К тому же, видно изменение в его стилистике: со временем творчество Кузмина становится похожим на произведения Эрнеста Хемингуэя, Александра Пушкина и Леонида Добычина».
Переводчик Валерий Дымшиц сравнил сложность комментирования дневников со «вскапыванием огородов»: «Комментирование — сложная работа, особенно когда речь идет о таком писателе, как Михаил Кузмин. Оформление дневников требует высокой точности, и я поздравляю издательство Ивана Лимбаха с успешными публикациями».
Татьяна Свирина, художник и иллюстратор книги «Смерть Нерона» также высоко оценила публикацию: «Содержание дневников драматичное, интересное и прекрасно прокомментированное. Я ценю работу Александры Пахомовой за ее глубину и тщательность».
Александра Пахомова отметила, что период с 1917 по 1924 год представляет особый интерес для исследователей. В это время Кузмин работал над множеством проектов, следы которых сохранились в его заметках. Кроме того, дневники также дают уникальное представление о трансформации петроградской культуры в эпоху двух революций — Февральской и Октябрьской.
По словам главного редактора издательства Ивана Лимбаха Ирины Кравцовой, в изданных дневниках Кузмин с филигранной точностью описывает переломную эпоху в истории России, показывая, как даже в революционные годы продолжалась культурная жизнь — люди общались, творили, создавали и обсуждали произведения искусства. Встреча завершилась сессией «вопрос — ответ».
В планах Александры Пахомовой — продолжение работы над наследием писателя. Следующим этапом станет изучение и комментирование дневников периода 1925–1928 годов, что позволит еще глубже понять творчество этого автора.

