Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Роботы в редакции»: как ИИ меняет российские медиа

В день открытия нового корпуса НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошел открытый семинар о современных медиаинструментах. Эксперты рассказали студентам, как нейросети помогают в работе крупнейшим медиахолдингам страны.

«Роботы в редакции»: как ИИ меняет российские медиа

80 человек, среди которых студенты разных образовательных программ Питерской Вышки и гости Канатного цеха, пришли послушать дискуссию специалистов в области цифрового развития СМИ. Организаторами мероприятия выступили директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая и профессор департамента медиа Сергей Вартанов, спикерами стали Алексей Филипповский, директор по развитию цифровой среды ВГТРК, Иван Звягин, product-owner направления ИИ в РБК и контент-директор «РБК Трендов».

По данным Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ, приведенным Сергеем Вартановым, в 2024 году все больше медиакомпаний стали применять в работе искусственный интеллект: они создают ИИ-стратегии и привлекают новых специалистов в сфере технологий. Прогнозируется, что к 2028 году 74 % медиабизнеса будет использовать ИИ-инструменты в повседневной работе.

Анна Тышецкая

Директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Нейросети пишут тексты, рисуют картины, сочиняют музыку и даже помогают в создании оскароносных фильмов, хотя совсем недавно все это было исключительно в сфере человеческой деятельности. Именно поэтому мы здесь —  хотим из первых уст узнать, как ведущие медиакомпании страны работают с технологиями искусственного интеллекта и какие результаты получают.

Нейросети ускоряют, упрощают и удешевляют многие рабочие процессы, которые все сложнее выполнять человеку в условиях информационной перегрузки. «Цель сотрудников нашего отдела — снять с медийщика рутину, которой его не обучали и которая занимает слишком много времени», — говорит Алексей Филипповский. 

В ВГТРК и РБК нейросети уже выполняют широкий спектр задач: от монтажа роликов и генерации иллюстраций до перевода текстовых данных в звук или видео и обратно. Также нейросети помогают собирать и анализировать данные для быстрой и точной работы рекомендательных систем, которые «подсказывают» пользователю, что посмотреть или почитать. 

В ВГТРК искусственный интеллект применяют для реставрации архивов. ИИ восстанавливает изображение и звук в старых фильмах и видеозаписях. Нейросети автоматически переводят новости и репортажи — это значительно снижает затраты компании на производство контента на 57 языках. 

Алексей Филипповский

Директор по развитию цифровой среды ВГТРК

Благодаря ИИ мы даем новую жизнь классике. Например, один из успехов этих новогодних каникул на платформе «Смотрим» — «Бригада». Мы сделали ее цифровую реставрацию и приятно удивились! Спрос на этот контент и так был достаточно высоким, а реставрация помогла увеличить просмотры этого сериала. 

В РБК искусственный интеллект уже стал полноценным участником редакционного процесса. Нейросети автоматически группируют материалы по тегам, находят необходимую информацию в видеоархиве, анализируют инфоповоды из десятков источников и на их основе даже составляют дайджесты. В «РБК Трендах» уже появился отдельный механизм «Написано ИИ»: виртуальная сущность принимает материалы релиза и выдает почти готовую новость. По словам Ивана Звягина, читатели хорошо воспринимают тексты, созданные нейросетью, — они практически всегда короче и почти не отличаются от тех, что пишет человек.

Отдельно эксперты отметили проблемы работы с искусственным интеллектом. Сегодня почти невозможно ориентироваться в огромном объеме контента, а заказчики часто не понимают возможности ИИ. Самая серьезная проблема — дефицит персонала, который умеет обращаться с нейросетями. Квалификация инженеров разработки постепенно падает, но стоимость их услуг постоянно растет.

Иван Звягин

Рroduct-owner направления ИИ в РБК и контент-директор «РБК Трендов»

Люди знают об искусственном интеллекте, но у них нет инструментария и навыков для работы с ним. Например, с нейросетями расшифровка текста занимает пару минут — это гораздо  быстрее, чем традиционное транскрибирование. Мы освобождаем время на более полезные дела.

Важным остается вопрос контроля качества.  Проблема искусственного интеллекта — его неспособность проверять достоверность источников. Сгенерированные данные сегодня требуют тщательной проверки человека.

Яна Разуваева, студентка 1-го курса программы «Юриспруденция»

Я всегда интересовалась темой искусственного интеллекта, а особенно — генеративными моделями и авторским правом.  Рассматривая вопрос с профессиональной точки зрения, понимаю, что сфера медиа — одна из самых спорных и интересных для меня как юриста. Какую функцию выполняет в СМИ искусственный интеллект? Кто автор произведения, созданного с помощью ИИ: человек или нейросеть? Как использовать современные технологии в медиа правильно и законно? После этой лекции я займусь подробным изучением данных вопросов.

Маргарита Колпакова, студентка 4-го курса программы «Политология и мировая политика»

Мне стало интересно посетить паблик-ток, потому что я изначально планировала поступать на журфак. Сейчас везде активно применяется искусственный интеллект. Я понимаю, как его используют в академии и научных исследованиях, но как это работает в медиа — захотелось узнать у хороших лекторов.  

Паблик-ток — дополнительный формат семинара «Современные медиа: структура и эффекты». В рамках мероприятия проводятся регулярные дискуссии, на которых докладчики из Высшей школы экономики и приглашенные гости университета с научной и практической точек зрения обсуждают современную медиакоммуникационную среду. Научными руководителями семинара являются директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая и профессор департамента медиа Сергей Вартанов.