Музей Достоевского, культурные образовательные продукты и амплитуды рассеяния: что исследуют магистранты Питерской Вышки
Апрель и май — те самые месяцы, когда все студенты заняты своими курсовыми и дипломными работами. Одни выбирают тему по профессиональным интересам, вторые — по методам, третьи исходят из собственной увлеченности. Рассказываем, что и каким образом можно изучать в магистратуре Питерской Вышки.
Елена Хохлова, 2-й курс, «Русская литература в кросс-культурных и интермедиальных перспективах»
Я изучаю музей Достоевского как часть петербургского текста. Пытаюсь определить, какую роль это место играет для жителей города и тех, кто оказывается в Петербурге впервые. И конечно, мне хочется понять, какой отпечаток на это накладывают тексты Достоевского.
Тему предложил мой научный руководитель, Виктор Михайлович Димитриев, мне оставалось только поддержать эту инициативу. Я работаю в музее Достоевского, до этого — была там волонтером. А первое мое столкновение с музеем произошло еще в школе — на экскурсии, посвященной Достоевскому. То есть я прошла все три ступени знакомства, прежде чем полностью погрузилась в жизнь музея. Поэтому мне особенно интересно посмотреть на музей одновременно изнутри — ведь мне знакомо его устройство, и снаружи — с позиции жителя города. К тому же я не занималась подобными темами раньше, и исследование видится мне способом заявить о роли музея, показать, насколько он значим для петербуржцев.
Поскольку я работаю в музее, ВКР мне немало помогает. В ходе исследования я узнаю особенности истории музея — до этого я даже не догадывалась, насколько она драматична. Также я получаю знания о том, как Достоевского воспринимали в разные периоды истории. Это помогает мне не только на музейных экскурсиях, но и в работе с волонтерами, которой я занимаюсь. Еще для проведения исследования мне, филологу по образованию, необходимо погружаться в область истории и музеологии: например, узнавать отличия традиционного музея и музея новой формы. А это в большой степени расширяет мои профессиональные навыки.
Тимофей Сулимов, 2-й курс, МП «Физика»
Я исследую новый подход к описанию амплитуд рассеяния в задачах квантовой механики с симметриями. Эти амплитуды показывают, куда и что разлетается после столкновения частицы с препятствием или с другой частицей. Амплитуды — важнейшие объекты в квантовой физике в целом. А в некоторых областях это вообще единственные экспериментально измеряемые величины. Амплитуды рассеяния порождаются гамильтонианом задачи, ее оператором энергии. Геометрическая интерпретация этого явления известна уже довольно давно. Однако не стоит упускать из виду то, что симметрии задачи также могут порождать объекты, напоминающие амплитуды рассеяния.
Эта тема заинтересовала меня потому, что в ней математика и физика смешиваются в приятной для меня пропорции. И хотя полученные результаты пока касаются только квантовой механики, уже видно, как этот подход можно обобщить для квантовой теории поля и теории суперструн. Именно в этих областях такой геометрический подход и будет наиболее полезен.
Я работаю под руководством Андрея Семеновича Лосева из Лаборатории зеркальной симметрии и автоморфных форм. Но эта лаборатория в московской Вышке, а здесь мне помогает заниматься наукой ПОМИ имени В. А. Стеклова. Без многочисленных математических курсов для вышкинских студентов было бы очень трудно даже подступиться к теме, которой я занимаюсь сейчас. Кроме того, семинары и курсы лекций в ПОМИ помогают мне и дальше развиваться в выбранном направлении. Еще ПОМИ проводит ежегодные конкурсы поддержки начинающих исследователей. Они позволили мне сконцентрироваться на науке и не думать о способах заработка.
Анастасия Новикова, 2-й курс, «Глобальная и региональная история»
Я исследую особенности описаний государств на окраинах Европы на примере La Gazette — первого французского периодического издания, основанного в 1631 году. Эта тема стала логичным продолжением моей бакалаврской работы про образ Московии во франкоязычных источниках XVII века. Сейчас немного изменились географические рамки, добавился новый тип источника. Все-таки в бакалавриате я только затрагивала несколько разных периодических изданий конца XVII века, а основной упор был на другие типы источников.
Территории, населенные московитами, татарами, казаками не были четко описаны, поэтому тексты о них в XVII веке базировались зачастую на слухах. Мне интересно посмотреть, было ли для французов это неким единым пространством, отличающимся от западного мира. Хочется посмотреть, есть ли сходства в описании этих территорий с Османской империей или, наоборот, различия, которые бы включали это пространство в европейские границы.
Для изучения образа «другого» старая французская периодика остается мало востребованным источником. Дальше я планирую поступать в аспирантуру, и для диссертации планирую совместить все наработки из разных периодических изданий и классических источников вроде отношений, дипломатических записок и географических описаний. Тогда я смогу представить комплексную картину о том, какой образ Московии и восточных окраин Европы существовал во французском обществе XVII века. Это поможет отрефлексировать то, как зарождались стереотипы об этих территориях.
Екатерина Шевченко, 2-й курс, МП «Менеджмент в индустрии впечатлений»
Я изучаю, как курсы от музеев, театров и других культурных пространств влияют на формирование арт-сообщества. Эта тема выросла из моего бакалаврского исследования о выставочных пространствах. Я тогда обратила внимание, что многие сотрудники получали профильные знания не в университете, а на курсах. Меня заинтересовало, чем дополнительное образование концептуально отличается от обычного. Появилась гипотеза, что курсы помогают встраиваться в арт-сообщество.
Мне также хочется посмотреть, какую пользу организациям приносят курсы дополнительного образования. Повышают ли популярность, помогают ли находить новых сотрудников. Все эти вещи я изучаю на примере трех проектов. Меня интересует связь «Свободных мастерских» с ММОМА, Школы фотографии имени Родченко — с МАММ, Лаборатории новых медиа — с Новой сценой Александринского театра.
Это исследование в чем-то полезно и лично для меня. Я сама работаю в EdTech, пусть и не в сфере искусства. Мне важно понимать, на что обращают внимание клиенты, которым интересно дополнительное образование. Кроме того, я много общаюсь с представителями искусства, и это закрывает еще и мой личный интерес в общении с представителями российской арт-сферы и включенности в это сообщество.
Сеал Сераджи, 2-й курс, «Анализ данных для государства и общества»
Я собрал большую базу профилей молодых людей с севера России и стал смотреть, куда эти ребята уезжают учиться и работать из родных городов и регионов. Проблемами образовательного и социального неравенства я занимаюсь давно, но российский контекст мне важнее прочих — особенно север, который я полюбил всей душой. Сейчас на севере можно наблюдать непрекращающийся отток населения. Однако же официальная статистика способна измерить миграцию молодежи лишь в общих чертах, а исследования по данным из «ВКонтакте» пока проводятся не так часто.
Насколько я могу оценить, мне удалось собрать очень большой и качественный датасет. Там есть все, вплоть до географических координат из 3500 населенных пунктов для сотни тысяч пользователей с севера. Исследование на таком уровне может серьезно продвинуть наше понимание миграционных процессов и в дальнейшем помочь в выработке сфокусированной политики в этой области. Кроме того, моя ВКР здорово показывает все навыки, которые я приобрел в магистратуре, — например, анализ больших данных.
Димитриев Виктор Михайлович
Департамент филологии: Доцент