• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Февраль
01
01
Февраль

Почему заинтересоваться наукой стоит с первых курсов обучения? Рассказывает выпускница магистерской программы «Сравнительная политика Евразии»

Дарья Бобарыкина закончила магистратуру в этом году, но уже успела принять участие в трех моделях ООН, представить эссе на Примаковских чтениях и постажироваться в нескольких исследовательских лабораториях. Она объясняет, почему наука — это увлекательно, и какую роль в заинтересованности студентов академией играют внимательные преподаватели.

Дарья Бобарыкина

Дарья Бобарыкина

О магистратуре «Сравнительная политика Евразии» и свободе научного творчества

Я — выпускница бакалавриата НИУ ВШЭ по направлению «Востоковедение и африканистика». Решение идти в магистратуру пришло в тот момент, когда я закончила писать свою ВКР на четвертом курсе. Я поняла, что мне бы хотелось продолжать обучение, поскольку исследование показалось мне интересным и вдохновляющим. Программу «Сравнительная политика Евразии» мне посоветовал мой научный руководитель Леонид Исаев. И, хотя на ней нет ближневосточного трека обучения, он сказал, что никто не воспрепятствует мне заниматься этой темой, ведь я — арабист. Дополнительным фактором стало то, что мне было бы сложно сдавать дополнительные вступительные экзамены — поступление по конкурсу портфолио избавляло от такой необходимости. 

Мне очень понравилось, что на данной магистерской программе студентам предоставляется полная свобода действий в исследованиях: у нас никогда не было фиксированных тем для эссе и курсовых, все идеи обсуждались,  руководство и профессора были готовы нас выслушать, постоянно просили делиться обратной связью и отзывами о занятиях, спрашивали, что бы мы хотели изменить и улучшить. Было приятно осознавать, что люди готовы слушать и слышать студентов, что-то менять и всячески содействовать. 

О сфере научных интересов и публикациях

Моя бакалаврская ВКР была посвящена конструированию образа России в Афганистане. Она получилась объемная, а работать над ней было достаточно сложно: в качестве основного метода мы использовали опрос жителей. Проблема заключалась в том, что идея именно такого исследования появилась у меня в самом начале четвертого курса обучения, в момент, когда я уже улетела из Афганистана, куда приезжала в гости к друзьям. Получилось так, что опрос пришлось проводить разными способами: через социальные сети, а также с помощью знакомых афганцев, которые, буквально, ходили от двери до двери и просили местных жителей ответить на вопросы для исследования. 

Было приятно видеть плоды своего труда и творчества, понимать, что люди интересуются результатами, а также, что можно самостоятельно привнести новое знание в эту конкретную тему. Эта работа была опубликована в журнале «Социологические исследования», он входит в квартиль Q2, считающийся очень престижным ( квартиль журнала — категория его «значимости» в наукометрической базе — прим. ред ). Такое признание добавило мотивации заниматься исследованиями и дальше. К тому же, меня очень увлекает сам исследовательский процесс: в нем можно почерпнуть много новых знаний. 

Магистерскую диссертацию я посвятила теме конфликта в Сирии, поскольку это актуальный и интересный аспект в международной политике. Прямо сейчас я занимаюсь изучением конфликтов в африканском регионе, а точнее в странах Сахеля — обширной территории, где расположены пять стран: Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад. На данный момент, это — один из регионов с наиболее высокой активностью террористических формирований и организаций, деятельность которых может повлечь за собой дестабилизацию обстановки в мире в целом. 

Об участии в научных проектах, конференциях, лабораториях

На втором курсе бакалавриата я заинтересовалась участием в моделях ООН. Всего я побывала на трех: в МГУ, МГИМО и в Афганистане. После этого я поняла, что конкретно дипломатия — не мое, так как ее главная трудность в том, что люди, зачастую, даже не пытаются друг друга слышать. Это можно заметить на примере происходящего прямо сейчас в реальной ООН. Я выбрала науку, потому что она позволяет находиться в своем исследовательском мире, ни с кем не спорить и предлагать собственные знания и наработки. 

В прошлом году я участвовала в конференции в Университете Хамад бин Халифа в Катаре. Это мероприятие собрало различных исследователей, которые фокусируются на эволюции и вызовах во внешней политике для стран Персидского залива, стран Ближнего Востока и Северной Африки. В основном, среди участников были профессора и аспиранты, а я представляла зачатки исследования, посвященного воздействию санкций в регионе. Было интересно послушать мнения профессионалов в этой теме,  выслушать мнения, которые помогли бы посмотреть на мою работу с разных сторон и увидеть перспективы ее развития. 

Совсем недавно я вошла в состав участников молодежных Примаковских чтений. Это большая конференция, где собираются эксперты со всего мира. Во «взрослом» сегменте можно принять участие по достижении 27 лет, до него еще нужно дорасти. В молодежных чтениях заняты магистры и аспиранты. Конференция была разбита на различные тематические группы: сначала состоялась панельная экспертная сессия, а затем участники представляли свои исследования по темам. Я презентовала отредактированное исследовательское эссе, написанное для курса Олега Корнеева по Центральной Азии. Во время обучения он выразил важную мысль: студентам не обязательно писать все эссе «в стол» во время обучения. Из каждой такой работы можно сделать исследование и презентовать его на конференциях. 

Дополнительно, я успела постажироваться в научно-учебной лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации под руководством Леонида Марковича Исаева и Андрея Витальевича Коротаева. Именно так я заинтересовалась исследованиями Африки. После стажировки меня рекомендовали к участию в исследовательском проекте, над которым мы работаем прямо сейчас в РУДН. Проект посвящен исследованию активности террористических формирований как в Центральной Азии, так и в африканском регионе. 

Когда-нибудь мне бы очень хотелось попасть на взрослые Примаковские чтения. В планах — получить PhD, для академической карьеры это очень важный показатель, на который обращают внимание во многих исследовательских центрах.

О том, кто (и что) вдохновляет на занятия наукой

Вышка предоставляет более чем достаточно возможностей для тех, кто хотел бы заниматься наукой. Я знала, что могу подойти к любому преподавателю и поделиться идеей исследования, которая появилась у меня в голове. Каждый педагог внимательно выслушает, предложит варианты улучшений и развития и порадуется проявлению инициативы. Кроме этого, в Вышке есть много разных лабораторий с открытыми конкурсами: можно выбрать лабораторию, исходя из своих научных интересов, и устроиться стажером-исследователем. На нашей магистерской программе было много приглашенных иностранных лекторов, а, благодаря таким знакомствам, можно развиваться и в международном академическом сегменте. 

Где искать вдохновение на занятия наукой: 

  • поговорите со своим научным руководителем. Хороший научник может не только посоветовать, как именно сделать исследование, но и поделиться возможностями и привить любовь и интерес к науке; 

  • рефлексируйте над результатами своих работ. Когда ощущаешь признание того, что ты сделал самостоятельно, какой вклад внес в развитие науки, хочется добиваться большего; 

  • погрузитесь в исследовательский процесс исследования. После того, как неделями копался в новой теме, а после — разложил ее в голове по полочкам, появляется чувство удовлетворения и желание поделиться знаниями с кем-то вокруг.