• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Февраль
01
01
Февраль

Профессор Сергей Севастьянов о международных процессах в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и актуальных направлениях исследований азиатских государств

Профессор департамента политологии и международных отношений Питерской Вышки Сергей Севастьянов является ведущим экспертом по вопросам международных процессов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Студенты программы "Сравнительная политика Евразии" поговорили с Сергеем Витальевичем о политических и экономических тенденциях развития стран АТР, а также наиболее интересных направлениях исследований данного региона для студентов магистратуры.

Профессор Сергей Севастьянов о международных процессах в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и актуальных направлениях исследований азиатских государств

unsplash

Сергей Витальевич, расскажите о курсах, которые Вы преподаете на нашей магистерской программе?

На программе «Сравнительная политика Евразии» я преподаю курс «Страны Центральной Азии в региональных и международных организациях». Он знакомит студентов с тенденциями, проблемами и перспективами взаимодействия стран Центральной Азии (ЦА) с ведущими мировыми державами (РФ, Китаем, США и др.) на двух уровнях многостороннего сотрудничества: региональном и международном. Первый из них охватывает деятельность по развитию экономической интеграции и укреплению региональной безопасности таких межправительственных региональных организаций, как: Сотрудничество Независимых Государств, Организация Договора о Коллективной Безопасности, Евразийский Экономический Союз, Шанхайская Организация Сотрудничества и др.  Второй формат включает взаимодействие стран ЦА с многочисленными межправительственными организациями системы ООН, Европейским Союзом и действующими в регионе влиятельными международными неправительственными организациями в сфере предоставления экономической помощи и экспертизы, обеспечения прав человека, экологической безопасности, а также по проблематике миграции, противодействия медицинским пандемиям и другим важным для стран ЦА вопросам государственного управления.

Расскажите про Ваши научные интересы. С какими темами студентам лучшего всего обращаться к Вам для научного руководства?

Ведущей сферой моих научных интересов являются международные отношения стран Азиатско-Тихоокеанского региона (а с недавнего времени более широкого Индо-Тихоокеанского региона), в первую очередь, таких стран, как Китай, Индия, Япония, Республика Корея (РК), а также политическое и экономическое взаимодействие России с этими государствами. У студентов программы «Сравнительная политика Евразии» я мог бы быть научным руководителем ВКР по различным проблемам сотрудничества России с Китаем и со странами ЦА, глобального соперничества США и Китая в различных сферах, включая современные научные технологии, а также при рассмотрении китайских проектов и инициатив по продвижению своих интересов в различных регионах мира (ЦА, Европе, Африке).

Сергей Витальевич, Вы специализируетесь на азиатском регионе. По Вашему мнению, какие страны сейчас наиболее актуальны для социальных исследований и почему?

Из четырех стран азиатского региона, которые являются приоритетом для моих научных интересов, наиболее актуальными для социально-политических и экономических исследований я бы назвал три: Китай, Индия и Республика Корея. С уходом с политической сцены, а затем и из жизни харизматичного лидера – премьер-министра Синдзо Абе – Япония несколько утратила международно-политическую значимость, а в экономике её отличительной чертой уже многие годы является стагнация. Иное дело Республика Корея: ряд ее ведущих финансово-экономических групп («чеболей»), таких, как Самсунг, Хёндэ и др., продолжают удерживать высокие места в мировом табеле об экономических рангах, а в большой политике эта страна тонко маневрирует между соперничающими Китаем и США, стремясь сохранить преимущества от сотрудничества с каждым из них.   Что касается Индии, то её огромную роль в мире в свете ключевой геополитической роли (одновременно является членам международных организаций, ведомых как США, так и РФ с Китаем), быстро растущей экономики, мирового первенства по количеству населения, сложного экологической ситуации и др., трудно переоценить. Что касается значимости и интереса к Китаю, то этому посвящен следующий ответ.

Китай интересен множеству студентов политологического направления, как бакалаврам и магистрам, так и аспирантам. Расскажите, какие основные изменения страна претерпела за последние 10 лет?

С приходом в 2012 г. к власти в Китае Си Цзиньпин отказался от наследия Дэн Сяопина, предлагавшего проводить осторожный внешнеполитический курс, направив все усилия на достижение экономического роста. При поддержке руководства страны Си Цзиньпин предпринял комплекс мер, нацеленных на достижение Пекином регионального (АТР), а в перспективе и мирового, лидерства: возродил роль Коммунистической партии Китая как ведущего института управления в Китае, выдвинул несколько важных идеологических концепций («Азиатской мечты», «Сообщества единой судьбы» и др.), и, в отличие от США, поддержал стратегию глобализации, выдвинул знаковый трансрегиональный проект «Один пояс, один путь», совместно с Россией стал лидером в таких трансрегиональных институтах, как  ШОС и БРИКС, что, безусловно, повысило глобальную роль Китая.

С учетом этого, с 2017 г. в документах правительства США Пекин оценивается как «долгосрочный стратегический конкурент», и для его сдерживания президент Дональд Трамп ввел масштабные торгово-экономические санкции, а сменивший его президент Джозеф Байден выдвинул стратегию экономического разделения (“decoupling”) с этой страной в финансовой, технологической и институциональной сферах. В результате между Пекином и Вашингтоном произошло серьезное ухудшение двусторонних отношений и для их смягчения лидеры Запада весной 2023 г. предложили заменить стратегию “decoupling на стратегию снижения рисков (“derisking”), которая предлагает, в первую очередь, жестко сдерживать развитие Китая в ключевой сфере высоких технологий. В качестве противодействия этому, начиная с 2020 г. Пекин реализует экономическую стратегию «двойной циркуляции»: внутренней, предусматривающей в качестве движителя роста внутрикитайское производство и потребление товаров, и внешней - развитие торгово-производственных цепочек со странами, заинтересованными в сотрудничестве с Китаем даже под угрозой американских санкций. При этом во время встреч с Президентом Байденом Си Цзиньпин не раз заявлял, что Китай не конкурирует с США, выражая надежду, что Вашингтон сделает больше для укрепления взаимопонимания с Пекином, развитие которого является возможностью, а не вызовом для США.

Расскажите, чем магистратура по политологии отличается от бакалавриата? Почему абитуриентам стоит поступать на Сравнительную политику Евразии?

Думаю, что на первую часть вопроса более квалифицированно ответят специалисты, которые разрабатывали программы магистратуры. Что касается причин для выбора абитуриентами для поступления программы магистратуры «Сравнительная политика Евразии», то их много. Во-первых, это большой охват изучаемой тематики, так как в ходе обучения на данной программе студенты изучают международно-политическую, экономическую и другую проблематику государств и народов, располагающихся на самом крупном материке планеты Земля, состоящем из Европы и Азии, на который приходится 75 процентов населения Земли и её энергетических запасов. Во-вторых, существенная роль в магистратуре "Сравнительная политика Евразии" отведена изучению Китая и Индии - действующего и, возможно, будущего локомотивов экономического развития планеты. Наконец, важным для изучения представляется и Центральная Азия, которая с недавним обретением её странами государственного суверенитета и усилением логистического значения в качестве исторически предопределенного «Шелкового пути» между Европой и Азией, снова становится регионом, где возобновляется «Большая игра» с участием РФ, Китая, США, Турции и других значимых акторов.