"Это трек для тех, кому нужна глубокая экспертиза по странам постсоветского пространства"
В наступающем учебном году магистерскую программу “Сравнительная политика Евразии” ждут заметные перемены, одна из которых — появление трёх образовательных треков для студентов, поступающих к нам этим летом — area studies track, EU-Russia relations track и advanced theories and methods track. Мы встретились с академическим руководителем программы Андреем Стародубцевым, и он рассказал нам про первый из этих треков, посвященный изучению стран постсоветского пространства, а также объяснил почему “Сравнительная политика Евразии” — уникальная российская образовательная программа.
Первый трек — это регионоведческая специализация, где студенты изучают постсоветское пространство. Здесь изучаются политика и политические процессы стран Восточной Европы, России и Кавказа. Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чём особенность данного трека и на какие аспекты политических процессов делается наибольший упор?
Когда мы придумывали дизайн программы, и этот трек в особенности, мы смотрели на то, что интересует тех ребят, которые приезжают к нам учиться. Это международная программа, и поэтому студенты приезжают из очень разных стран. Многие из них хотели бы специализироваться на изучении стран постсоветского пространства. Это знание им нужно так как большинство из наших студентов хотели бы продолжить свою карьеру и связать свою будущую жизнь с этим регионом. Они хотят работать либо в странах постсоветского пространства, либо с этими странами. Интересно то, что это не обязательно работа, связанная с политической сферой или сферой государственной власти. Ребята могут, например, заняться бизнесом. Они могут работать в своих собственных странах и при этом налаживать связи с организациями из постсоветских стран. Они могут работать в некоммерческом секторе. Это очень популярный карьерный путь, например, в одной из международных неправительственных организаций. Или они хотят работать у себя дома, возможно, в органах государственной власти, которые связаны с внешнеполитическими и внешнеэкономическими отношениями. И такие студенты считают, что специализация на постсоветском пространстве поможет им достичь больших результатов в их сфере деятельности.
Карьерные перспективы могут быть очень разные. Но если студенты выбирают этот трек, это значит, что им нужна очень глубокая экспертиза по странам постсоветского пространства. Такая междисциплинарная экспертиза затрагивает многие аспекты жизни данных стран: политические процессы, экономика, история и даже культура и философия.
Что ожидается от студентов, которые выбирают первый трек? Должны ли быть у них знания в области политологии, а также в области политики стран постсоветского пространства?
Если ответить кратко, то нет. Мы не требуем, чтобы студенты уже имели прочную базу в области политологии. Если ребята, который к нам пришли, ранее уже специализировались в сфере политологии или международных отношений, им будет чуть легче. В то же время, к нам могут прийти экономисты или те, кто ранее изучал русский язык на филологических факультетах. Этот будет уже наша задача — научить их основам политологии, чтобы мы все разговаривали на одном языке — языке современного политолога.
Для тех коллег, которые уже имеют образование в сфере политологии или международных отношений мы найдем возможность слушать более углублённые курсы по выбранной ими специализации.
Одним из требований программы является знание английского языка, ведь сама программа полностью реализуется на английском. Что делать студентам, если они сомневаются в своём уровне английского?
Я советую им не сомневаться, а прийти и сдать наш экзамен. Если они его сдадут, значит всё будет замечательно. Если даже после этого останутся определённые сомнения, я могу гарантировать, что студенты подтянут свой английский довольно быстро. Все занятия у нас проходят на английском; тексты, с которыми работают студенты, тоже англоязычные. Более того, они окажутся в международном окружении других студентов, которые приехали на программу из разных уголков мира. Это ещё один плюс нашей программы — обучаясь здесь, вы узнаете разные акценты английского.
Учебный план программы концентрируется на двух сферах — политологии как одной из социальных наук, а также исследованиях конкретного региона. Расскажите, пожалуйста, как устроен региональный фокус программы.
Наша программа по политологии отличается от всех других программ, которые есть в России. Классическое преподавание политологии предполагает, что за два года студенты прослушают все стандартные курсы по политологии. У нас другой подход. Мы поставили перед собой задачу создать подчеркнуто практико-ориентированную программу. Для студентов, ориентированных на академическую карьеру, мы создали специальный трек по углубленному изучению политологии и методов социальных исследований. Наш “региональный трек” мы сделали менее теоретическим в том смысле, что теория здесь играет «обслуживающую» роль — она нужна нам тогда, когда её применение позволяет лучше понять регион. Например, когда мы разговариваем про политические процессы в разных странах, важно, чтобы студенты понимали, что такое политический режим, как функционируют различные режимы, от чего они зависят и на что влияют.
Для того, чтобы студенты лучше познакомились с изучаемыми странами, мы в прямом смысле “погружаем” их туда. У нас на факультете существует система стажировок и полевых проектов в странах, на которых фокусируется программа. Если студентам хочется работать в некоммерческой организации, то мы обеспечиваем стажировку именно в такой организации в нужной стране. Если студентам необходимо собрать данные для написания их магистерских работ, то программа обеспечивает поддержку таких поездок.
Наконец, у нашей программы много партнёров в странах постсоветского пространства. Мы ожидаем значительное количество профессоров и специалистов-практиков из этих стран для проведения лекций и мастер-классов.
А существует ли возможность прохождения практики в правительственных учреждениях Российской Федерации и, если мы говорим о практике с академическим уклоном, в стенах самой Вышки?
Да и да. Если мы говорим про российских студентов, которые занимаются изучением России, то очень многие ограничения снимаются в отношении прохождения стажировок в органах государственной власти. Для таких студентов у нас уже сейчас функционирует разветвлённая сеть партнёров среди государственных организаций. При необходимости и при чётком понимании студентом того, зачем ему нужна такая стажировка, мы поможем её организовать.
Для тех ребят, которые интересуются научной деятельностью, возможна стажировка в любом исследовательском центре в России и не только.
Судя по учебному плану, у студентов есть возможность выбирать предметы по выбору как на первом, так и на втором курсах. В какой именно момент времени студенты выбирают свой трек и есть ли у них возможность, учась на одном треке посещать предметы другого трека?
Деление на треки происходит довольно рано. Поступив на программу, студентам предлагается сообщить нам, какой трек они хотят изучать. Но это не намертво заданная структура; кроме того, в различных треках можно встретить одни и те же дисциплины.
Важная особенность каждого трека — это специальное предложение, закрепленное за ним. Стажировка или полевая работа в странах постсоветского пространства предлагаются студентам первого трека. Студенты трека по международным отношениям и отношениям между Европейским союзом и Россией смогут поехать по обмену в один из европейских центров по схожей тематике. Студенты третьего трека получат возможность участия в реальном исследовательском проекте одного из российских или зарубежных научных центров.
Есть ли какие-то дополнительные курсы для иностранных студентов по русскому языку в рамках данной программы?
Да, безусловно. Иностранные студенты будут изучать русский язык в рамках обучения на данной программе. Эта возможность им предоставляется на бесплатной основе в рамках одного семестра. Дальше они уже могут продолжить обучение за небольшую плату как дополнение к нашей программе.
Кроме того, надо помнить, что наша магистерская программа находится рядом с другими программами, например, по истории и социологии. Если у студентов возникает желание изучать историю России, они могут посещать дисциплины другой образовательной программы. Если студентам хочется изучать, например, особенности поведения молодёжи в России, можно взять какие-то курсы на магистерской программе по социологии.
Есть ли у Вас какие-то пожелания для абитуриентов, которые сейчас находятся в поиске идеальной для них магистерской программы?
Самое главное пожелание заключается в том, чтобы абитуриенты формулировали для себя запрос и приходили в магистратуру уже с готовым запросом о том, что именно они хотят получить от обучения на той или иной программе. Когда такой запрос есть, руководителям программы и преподавателями на этой программе намного легче ориентироваться на то, какие действия предпринимать, чтобы студент уходил от нас с большим багажом знаний и возможностей. Если запроса нет, то все начинают действовать немного наугад. А если запрос существует, то преподавателям и студентам становится легче двигаться в одном направлении.
Андрей Владимирович, спасибо Вам большое за интервью. Уверена, что нашим абитуриентам оно будет очень полезно при выборе их дальнейшей программы обучения!
Беседовала Апалькова Виктория,
студентка 2 курса ОП "Политология и мировая политика"