• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии»

«Вышка помогла нам и сгладила ощущение оторванности от университета»

Выпускники магистерской программы «Сравнительная политика Евразии» рассказывают о том, как они готовились к защите своих магистерских диссертаций в онлайн режиме, и как прошли через это необычное испытание государственной итоговой аттестации

«Вышка помогла нам и сгладила ощущение оторванности от университета»

Ирина Замищак (тема работы: Трансформация «университета в изгнании»: профессиональные траектории преподавателей Европейского гуманитарного университета (ЕГУ))

Для меня защита в онлайн-формате однозначно стала позитивным опытом. Хотя комиссия присутствовала в Zoom в полном составе, у меня не было того панического страха и волнения, которые неизбежно есть на публичных выступлениях перед большим числом людей. Еще одно важное удобство «онлайна» - это экономия времени, которое в очном формате тратится на опоздания, загрузку презентаций и т.д.  Фактически, такое пугающее событие в жизни каждого студента, как защита, оказалось довольно оживленной академической дискуссией на тему моей магистерской.

Влияние Covid-19, конечно, проявилось не только на этапе защиты, но и на этапе сбора данных: свои последние интервью в марте мне пришлось собирать по Skype. Хотя это вынужденная опция, в ней нет ничего необычного: я думаю, для многих исследователей телефонные звонки или видеоконференции с информантами – единственный способ получить информацию (и не только в период пандемии). Забавно, но некоторые онлайн-интервью оказались даже более качественными, чем интервью в «поле».

Анна Желтоухова (тема работы: Факторы популярности националистических идеологий: пример Венгрии и Польши; участница программы исследовательских стажировок в Королевском Колледже Лондона)

Онлайн защита стала для меня достаточно волнительным этапом в жизни: это был первый опыт презентации моей работы в таком формате. В бакалавриате я защищала диплом в режиме оффлайн: передо мной была комиссия, однокурсники, мой научный руководитель. И в целом, мне было легче, потому что я чувствовала настроение аудитории. Когда я защищалась «по камере», таких ощущений не было, и это вызвало определенные переживания. Я просто говорила в монитор, видела свою презентацию, думала о том, как бы мне уложиться в отведенное для защиты время. В добавок, все выключили свои микрофоны, чтобы не мешать, но для меня это оказалось самым сложным - я была как будто в вакууме. Во время презентации, меня посещала одна и та же мысль: «А вдруг связь прервалась, и меня никто не слышит?» В общем, я чувствовала себя достаточно отчужденно, но под конец немного отпустило. Хорошо, что у нас до этого была предзащита, организованная нашей программой еще в апреле, и я примерно понимала, чего стоит ожидать. Плюс, комиссия задавала нам вопросы, которые в итоге помогли взглянуть на работу с другой стороны и улучшить ее качество. Да и в целом, преподаватели всегда были на связи, так что никаких трудностей в коммуникации не возникало. Большим преимуществом стало то, что я была в комфортной для себя обстановке, дома, с родителями, которые стояли за камерой ноутбука, и я чувствовала их поддержку.

Подготовка к защите для меня не делилась на «до» и «после» начала пандемии: я сделала презентацию и отрепетировала речь, чтобы уложиться в тайминг. Единственной технической проблемой, с которой я столкнулась во время защиты, было то, что я не проверила микрофон ноутбука. И когда меня объявили, пришлось перезапустить приложение, через которое происходила защита, чтобы микрофон заработал. Наверное, было забавно, когда подошла моя очередь, а я «вышла из чатика».

Думаю, стоит сказать, что это был непростой год для нас, наша студенческая жизнь закончилась несколько раньше, чем мы ожидали. И мы не знали, чего ожидать, как все будет устроено. Но Вышка помогла нам и сгладила ощущение оторванности от университета: профессора всегда были на связи, университет продолжал проводить занятия дистанционно, а в конце мы все посетили первый в истории университета онлайн выпускной.

Никита Зубарев (тема работы: Символическое конструирование суверенитета через государственные праздники в современной России)

Мне не показалось, что защита диплома онлайн имеет сильные отличия от привычной защиты в аудитории университета. Структура защиты в обоих форматах совпадает: студенты представляют результаты своих исследований, отвечают на вопросы рецензентов и экзаменационной комиссии. Свою подготовку к защите я организовал также привычным образом. Составил презентацию, отображающую основные элементы исследования, и, сидя перед ноутбуком, несколько раз отрепетировал то, что планировал говорить. Единственное отличие данной защиты от всех предыдущих – это отсутствие живой аудитории. «Лекарством», которое помогло мне подготовится к необычной атмосфере онлайн-защиты, стали советы, подходящие при любом другом формате публичного выступления. Напомнить себе, что беспокойство – это нормально. Отнестись к презентации как к обычному разговору. Сфокусироваться на настоящем моменте, а не на возможных последствиях.

 
Мария Кондакова (тема работы: Воздействие механизмов миграционного регулирования в ЕАЭС на политику и практику интеграции мигрантов в России: кейс города Санкт-Петербурга)

В связи с определенными условиями данного периода, окончание нашего учебного года было перенесено в онлайн формат, как и все официальные мероприятия, такие как защита диплома и выпускной, а также консультации с научными руководителями. Несмотря на то, что работа в таком формате была для нас довольно необычной, все было организовано на высоком уровне. Это сделало прохождение всех важных этапов максимально комфортным для студентов. Кроме того, на мой взгляд онлайн-режим во многом способствовал более спокойному преодолению данного рубежа, поскольку каждый находился в комфортной обстановке и имел возможность пройти одно из самых важных испытаний в учебной деятельности с наименьшим стрессом.

Для меня было очень важным в процессе подготовки к защите диссертации оставаться на связи с научным руководителем Олегом Владимировичем Корнеевым. Благодаря тому, как он организовал эту коммуникацию, я смогла успешно защитить свой диплом. Поэтому хотелось бы выразить ему отдельную благодарность за внимательный и ответственный подход к нашему сотрудничеству.