• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии»

«Интернет в неконкурентной политике»: вопросы и ответы о курсе

Выпускник магистерской программы "Политика и управление", а ныне преподаватель программы Юрий Кабанов - о своей новой дисциплине для магистров 2 курса.

«Интернет в неконкурентной политике»: вопросы и ответы о курсе

Мы продолжаем рассказывать о курсах, которые будут преподаваться на программе «Сравнительная политика Евразии» в будущем учебном году. С прошлыми выпусками можно ознакомиться здесь и здесь, а сейчас подошёл черёд совершенно нового курса по выбору: «Интернет в неконкурентной политике. Вести его будет Юрий Андреевич Кабанов - выпускник нашей магистерской программы (тогда ещё называвшейся «Политика и управление»), а ныне старший преподаватель департамент прикладной политологии. Такая преемственность поколений, а также слово «Интернет» в названии уже привлекают внимание к курсу. А о его содержании мы попросили подробнее рассказать самого Юрия Андреевича, задав ему несколько традиционных вопросов.

- Юрий Андреевич, чему посвящен курс «Интернет в неконкурентной политике»?

В целом, я бы тематически отнес этот курс к сравнительному авторитаризму. Это популярное и растущее направление в политической науке. Ученых, в частности, интересует, благодаря чему недемократические режимы «выживают», остаются устойчивыми. Выяснилось, что часто им в этом помогают институты, вроде партий или выборов, хотя по логике они должны, наоборот, способствовать демократизации.

В рамках курса мы с этой точки зрения посмотрим на Интернет. Довольно долгое время Интернет считался «технологией освобождения», благодаря которому люди могут получать альтернативную информацию и организовывать коллективное действие. Но чем дальше, тем больше свидетельств того, что это лишь часть истории. Авторитарные страны активно внедряют новые технологии, перенимают практики электронного правительства, развертывают пропаганду и контроль в социальных сетях, и даже участвуют в глобальном управлении Интернетом. Все это позволяет им сохранять власть, получать политические и экономические дивиденды. На курсе мы обсудим, как и почему это становится возможным.

- Какова будет структура курса?

В начале курса мы кратко обсудим основания недемократического правления: какими бывают авторитарные страны, и какие базовые стратегии удержания власти они используют. Затем мы посмотрим на дискуссию «кибер-пессимистов» и «кибер-оптимистов», которые спорят о влиянии Интернета на демократию. А потом уже посмотрим на разные аспекты использования новых технологий в неконкурентной политике: от довольно прямолинейных (цензуры, пропаганды, слежки) до более современных практик консультативного авторитаризма и глобального управления Интернетом.

Стоит добавить, что в фокусе будут не только признанные авторитарные страны. В частности, мы поговорим, как и почему демократические страны перенимают нелиберальные практики регулирования Интернета.  Кроме того, мы поговорим не только про правительства, которые принимают решения, но и про других акторов, которые им помогают и мешают претворять их в жизнь – например, про крупные Интернет-корпорации.

- В каком виде планируется организовать семинары?

Помимо чтения литературы и обсуждения вопросов, семинары рассчитаны на более близкое знакомство с практиками Интернет-политики в конкретных странах, их сравнение между собой. Особенно нас будет интересовать Евразийский регион, Постсоветское пространство и Ближний Восток. Если лекции больше будут посвящены общим трендам, но семинарах мы посмотрим, как эти тренды преломляются в конкретных страновых контекстах, как государства учатся друг у друга лучшим практикам контроля за Интернетом.

- Чему научатся студенты по итогам курса?

Курс должен помочь студентам по-новому взглянуть на развитие Интернет-пространства. В Интернете мы уже фактически обитаем, поэтому знать, как он устроен, как он регулируется на разных уровнях (от технологий до контента) – это не только теоретическое, но и прикладное знание.