• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии»

«Смена академического трека — это возможность сделать более осознанный выбор»

Можно ли поступить в магистратуру по политологии, не имея профильного бакалавриата? Какие перспективы открывает смена академического направления? Никита Зубарев, выпускник программы «Сравнительная политика Евразии», делится своим опытом. После бакалавриата по истории он выбрал путь в политическую науку: окончил магистратуру, защитил кандидатскую диссертацию по политологии и совмещает преподавание с исследовательской работой в социологической лаборатории.О смене направлений, поступлении в аспирантуру и о работе на стыке наук — в нашем материале.

Фото предоставлено Никитой Зубаревым

Фото предоставлено Никитой Зубаревым
Н.С. Зубарев

О выборе и мотивации

Поступая в бакалавриат, я полагался на свой давний интерес к историческим книгам и энциклопедиям, которые стояли у нас дома — о жизни в древнем мире, армиях, исследованиях, открытиях и экспедициях. Особенно мне запомнилась история о пропавшей экспедиции Франклина. Эта любовь и интерес к истории, особое уважение к событиям прошлого, которые повлияли на то, как мы живем сейчас, побудили меня подать документы в первую очередь на историческое направление. 

Образовательный бэкграунд по истории помог мне и дал дополнительную мотивацию. Я бы сказал, он научил не воспринимать существующие сегодня институты и практики как нечто само собой разумеющееся, естественное или возникшее без участия человека. История подтолкнула меня к мысли о том, что важно помнить о тех путях развития, которые сформировали наше настоящее. Почему мы живём по именно таким нормам, а не по каким-то другим? Почему между людьми существуют именно такие различия и почему вообще существуют? История помогла мне увидеть эти вопросы.

Дальнейший выбор политологии был для меня осознанным и тоже связанным с давним интересом к происходящему в сфере политики. Ещё в старшей школе я начал следить за новостями, потому что хотел понять, как именно и кем принимаются решения, влияющие на жизни большого числа людей. Мне казалось необходимым следить за политическими событиями, чтобы понимать, насколько развитие мира вокруг соотносится с моими собственными ценностями.

О смене направления и учебе в магистратуре

В магистратуре мне удалось довольно быстро адаптироваться к учебе по новому направлению, поскольку на нашей программе были специальные курсы, рассчитанные на студентов без предыдущего опыта в политологии: мы читали классиков политической науки, чтобы освоить все базовые теории, которые должен знать любой политолог.

Кроме того, я учился в бакалавриате Питерской Вышки, поэтому специфика обучения и акцент на научную работу были мне уже хорошо знакомы. Даже те курсы, которые были для меня совершенно новыми — например, анализ данных или основы статистики — преподавались на вводном, подготовительном уровне. Более того, именно эти курсы впоследствии вдохновили меня на использование определенной методологической базы, то есть на выбор тех инструментов, с помощью которых я хочу исследовать политику.

Я поступал в магистратуру уже осознанно, зная, что готовлюсь к академическому треку. И магистратура лишь подтвердила то, что я уже понял на бакалавриате: наука — это не что-то недоступное. Это сфера, в которой можно развиваться, и не обязательно быть сверхчеловеком, чтобы в нее войти. Если вкладываться, готовиться, много читать, интересоваться окружающим миром, быть любопытным, то в этой области вполне можно расти. 

Есть и вторая, более прикладная сторона того, что магистратура дала лично мне. Я понял, что математические методы объяснения социальной реальности могут быть вполне доступными. Да, для их освоения требуется значительное усилие, но с их помощью мы можем попробовать выявлять определенные закономерности в поведении людей, опираясь на четкие и строгие правила.

На программе у нас было несколько вводных курсов по различным количественным методам. Именно они показались мне действительно интересными и убедили в том, что в этом направлении стоит развиваться дальше.

О поступлении в аспирантуру

 

Главное, что привлекало меня в академической карьере именно в области политологии, — это развитие своего раннего интереса к наблюдению за политической сферой и возможность перейти от роли наблюдателя к роли объясняющего — человека, кто пытается выявить закономерности в политике и ее событиях.

Вводные курсы, которые у нас были в магистратуре, существенно помогли при подготовке к вступительным экзаменам. Многие из авторов, которых мы читали на занятиях, встречались и в экзаменационных вопросах для поступления в аспирантуру.

Кроме того, начав стажировку в Лаборатории сравнительных социальных исследований, я получил возможность установить контакт с коллегами. Один из них — мой будущий научный руководитель — согласился курировать мое диссертационное исследование. Именно учебная подготовка и профессиональные контакты стали для меня ключевыми факторами в переходе от магистратуры к аспирантуре.

О кандидатской диссертации

Моя диссертация на тему «Аффективные источники доверия президенту России» относится к области политической социологии. Если говорить кратко, то при попытках объяснить политическое доверие политологи часто забывают, что избиратели не всегда действуют рационально и не всегда объективно оценивают события в окружающем мире.

Моя работа была попыткой на примере одного конкретного института — института президентства — рассмотреть, почему именно, каким образом и по каким причинам люди эмоционально оценивают доверие к политикам. Я пытался проверить механизм, при котором национальная гордость и субъективное благополучие вместе влияют на уровень доверия президенту. Хотя мне не удалось доказать, что они работают именно в тандеме, проверка этой гипотезы была важной.

Кроме того, я рассмотрел, как разные ценности и социально-демографические характеристики россиян могут объяснять доверие к президенту. Оказалось, что ценностные и социально-демографические характеристики тех, кто доверяет президенту, и тех, кто гордится тем, что они россияне, совпадают.

Моя диссертация связана с тем, чем я сейчас занимаюсь. В первую очередь тем, что я работал с опросными данными. Например, в одном из исследовательских проектов нашей лаборатории, посвященном экологической культуре в России, я также работал с опросами, пытаясь объяснить, как разные консервативные установки в сфере экологии связаны с поведением россиян в этой области.

Конечно, я планирую и дальше работать с опросными данными, но при этом не хочу ограничивать себя методологически. Я намерен продолжить исследование темы идентичности, в частности, того, как она может конструироваться в текстах с помощью компьютерных методов анализа.

О работе в Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Р. Ф. Инглхарта

Я начал пытаться попасть в лабораторию сразу после поступления в магистратуру осенью 2018 года. Сначала я помогал волонтером на осенней конференции, затем помогал в сборе данных. Официальной должности у меня ещё не было — это была добровольная помощь, чтобы показать свою готовность работать.

Весной 2019 года я проявил себя как хороший студент на курсе по неравенству под руководством Ники Костенко. Меня пригласили на собеседование в лабораторию, где я рассказал о своих карьерных планах и желании развиваться в академии. Я успешно прошёл собеседование и с тех пор работаю стажером-исследователем.

Мои задачи достаточно разнообразны: помощь в организации мероприятий, оформление документов научных проектов, участие в составлении научных отчётов. Став более опытным сотрудником, я начал работать над грантовыми заявками и участвовать в планировании проектов. В нашей лаборатории нет строгой иерархии: любой сотрудник может предлагать идеи, которые обсуждаются на общих собраниях и, если поддерживаются, включаются в заявки.

Кроме того, я участвую в написании научных статей вместе с коллегами и индивидуально и получаю советы по развитию своих исследований. Главная ценность работы в лаборатории — поддержка и обмен опытом с более опытными коллегами.

Также мы регулярно проводим семинары, обычно раз в неделю, где можно задать вопросы и обсудить результаты исследований. Это помогает постоянно поддерживать высокий академический уровень.

О социальных науках

Я предпочитаю думать о своей профессии через англоязычное понятие social scientist, которое не совсем точно переводится на русский язык, но означает человека, работающего в области социальных наук.

Провести четкие границы между различными областями социальных наук довольно трудно. Но именно это разнообразие тем исследований и методологии меня особенно привлекает — начиная от объяснения социальных процессов на индивидуальном уровне до попыток проанализировать современные тенденции на основе исторических данных. Например, есть теории, согласно которым уровень современного социально-экономического развития разных обществ связан с их доступом к воде. В исследовании социальных процессов даже географические подходы оказываются полезными.

Совет для абитуриентов

Если вы задумываетесь о смене академического трека, главное — это понять себя, разобраться в своих интересах и не бояться следовать тому, что подсказывает ваше собственное сердце. Конечно, стоит учитывать и более практичные факторы, например, какие карьерные перспективы могут открыться после смены направления.

Но, как мне кажется, самое важное — прислушаться к своим желаниям и выбрать такую карьеру, которая будет приносить вам удовольствие и в долгосрочной перспективе. Часто бывает так, что в 17–18 лет нам приходится делать выбор, который может повлиять на всю дальнейшую жизнь, при этом у нас еще нет времени и опыта, чтобы действительно понять себя.

Смена академического трека — это возможность сделать более осознанный выбор. Понимая себя лучше, мы можем пойти по той траектории, которая повысит наш уровень счастья.