• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нужно быть открытым всему новому и постоянно учиться

Наталья Евгеньевна Хазиева является старшим преподавателем департамента менеджмент ШЭМ. На программе «Международный бизнес в АТР» она преподает два важных курса – «Стратегический менеджмент» и «Цифровая трансформация бизнеса».

Нужно быть открытым всему новому и постоянно учиться

Хазиева Н.Е.
Наталья Евгеньевна, какими были Ваши первые шаги в академии? Почему Вы решили преподавать в Вышке?

Несколько лет назад мне удавалось совмещать работу в бизнесе и в науке, но семейная жизнь внесла свои коррективы, и я сделала выбор в пользу университета. Объясняется это очень просто: динамичностью и гибкостью университетской среды  и необходимостью быть всегда «на волне». Работая в бизнесе, у меня не было необходимости знать последние новости в бизнесе, обществе и политике, применять новейшие технологии и постоянно учиться. Вышка для меня второй дом, ведь я являюсь выпускницей магистратуры по менеджменту НИУ ВШЭ.

Расскажите про Ваши научные интересы.

Научные интересы лежат в области фондовых рынков, интеллектуального капитала, управления знаниями и цифровой трансформации бизнеса. Влияние на их формирование в большинстве своем оказывает случай: или что-то где-то прочитаю, или познакомлюсь с кем-то на конференции, или просто предложат поработать над какой-то темой.

Над какими проектами Вы сейчас работаете и какой самый интересный проект Вы делали в прошлом?

Я очень горжусь своей первой выездной деловой игрой со студентами, которая проходила в высокотехнологичной компании, где я раньше работала, Было не просто организовать приезд 4 групп студентов, экскурсию в компании в рабочее время, посещение разных отделов с рассказом о специфике их работы, чтобы никто никому не мешал, а также непосредственно презентации проектов ребят перед выбранным из числа студентов кредитным комитетом. Это была большая организационная работа, которая была вознаграждена отличными отзывами от студентов. Сейчас я пробую внедрить искусственный интеллект в преподавании, ведь технологии быстро развиваются, и прятать их - неправильно. Искусственный интеллект может значительно помочь в освоении дисциплин, упростить работу. Другой вопрос, какие цели, и где границы его использования. Думаю, что правильнее все-таки изначально показывать, к чему может привести бездумное использование ИИ, в том числе при написании работ.

С какими вызовами сталкиваются компании в цифровую эпоху? Какие необходимые навыки могут помочь студентам-менеджерам быть конкурентоспособными на рынке труда и помочь компаниям успешно адаптироваться к цифровой эпохе?

Думаю, что основной вызов для компаний в том, что сотрудники не готовы по разным причинам внедрять технологии. Это может быть дорого, непонятно, долго и с неясным результатом. В этом смысле нужно быть открытым всему новому и постоянно учиться. Никогда не знаешь, что тебе может пригодиться.

С этого года программа по международному бизнесу ориентирована на Азиатско-Тихоокеанский регион. Как Вы считаете, какую роль культурный контекст играет в управлении в Азии, как это влияет на разработку стратегий и бизнес-планов?

Базовые западные подходы стратегического менеджмента известны и применяются в странах АТР. Скорее, здесь большую роль играет сам способ ведения бизнеса и неформальные правила. При выходе на зарубежные рынки чаще всего нанимают специалистов, которые знают культурные особенности – цена ошибки может быть очень высокой.

Многие студенты любят реальные кейсы компаний и хотят знать больше о текущем положении дел в бизнесе. Используете ли Вы успешные кейсы в своих курсах, чтобы показать, как теоретические концепции применяются на практике?

Успешные и провальные кейсы – это значительная часть в моей работе преподавателя. На ошибках, как известно, тоже учатся. Порефлексировать о том, что можно сделать, чтобы избежать какой-то ситуации или как исправить, - весьма полезно. Сложность в том, что провальными историями компании делятся не так активно, как успешными.

Вместе с тем, еще больше мне нравится игровой подход, когда можно смоделировать ситуацию, показать как на самом деле работает или не работает теория, что делают при этом люди. Например, игра в крести-нолики – это про стратегию. Разработка макета наручных часов – это про цифровую трансформацию.

Как Вы мотивируете студентов и вызываете интерес к вашей дисциплине?

Стараюсь приводить как можно больше примеров из своего опыта или открытых источников и вести диалог. Ребята учатся очень умные и талантливые: много знают и умеют. Кроме того, различные виды заданий и физическая активность (нет, через столы прыгать не прошу) в аудитории также помогают.

Какие книги Вы можете порекомендовать студентам, которые хотят улучшить свои компетенции в области стратегического менеджмента?

Больше всего вдохновляют книги менеджеров и предпринимателей, которые вырастили компании и управляли ими. Например, Говард Шульц, Сэм Уолтон, Ли Яккока, Эндрю Гроув и т.д. Также В.К. Чан и Р. Моборн «Стратегия голубого океана» и Р. Румельт «Хорошая стратегия. Плохая стратегия».

Какие советы Вы можете дать будущим и нынешним студентам?

Не забывайте давать обратную связь преподавателю в течение курса. Уровень подготовки и потребности в знаниях могут быть у всех разными. Хочется больше кейсов или презентаций на лекции, книг или видео для обсуждения – скажите.