Лейтмотивы в кино и компьютерных играх
В своём расцвете лейтмотивная техника приобрела не только богатство форм и проявлений, но и их чрезмерное усложнение и запутанность. Вскоре музыкальный мир и вовсе встал перед “кризисом романтической гармонии”, музыкальные формы и средства выразительности были исчерпаны. Вместе с ними в некий тупик зашла и лейтмотивная техника, чему способствовали не в последнюю очередь негативная коннотация вагнеровской музыки и антиромантические тенденции, воспоследствовавшие Первой мировой войне.
Лейтмотив в романтизме
Лейтмотивная техника в эпоху музыкального романтизма выкристаллизовывается в самостоятельное и самодостаточное явление. Лейтмотив становится одним из главных средств воплощения идейного содержания программной музыки.
Лейттемы в классицизме
В связи с развитием определённых музыкальных форм, особенно вариаций и сонатной формы, лейтмотив перестаёт обособляться и выкристаллизовываться как таковой. Таким образом, в контексте классицизма правильнее говорить о лейтмотиве как о лейттеме. Индивидуальный мотив персонажа, аффекта, ситуации, предмета и т.п. становится индивидуализированным и ориентированным на внутренний мир слушателя и творца.
Кантус фирмус. Теория аффектов
Мелодический лейтмотив родился в недрах полифонического жанра в IX веке. Сам термин “полифония” вошёл в музыковедческий обиход лишь в XX веке — ранее традиция носила название “контрапункт” и подразумевала одновременное сочетание двух и более мелодий. Именно в рамках контрапункта возник и “кантус фирмус” как зачаток лейтмотивной техники.
Что такое "Лейтмотив". Терминология
Лейтмотив выступает в качестве “ключа” к пониманию какой-либо сцены, создаёт особое настроение и обстановку — это значимая, подчас ведущая мысль, неоднократно повторяемая в рамках характеристики героя и ситуации.