• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ


Идея создания Высшей школы экономики родилась на рубеже восьмидесятых-девяностых годов, когда стало ясно, что существовавшая система экономического образования в стране не соответствует требованиям новой политической и экономической ситуации. Тогда группа преподавателей экономического факультета МГУ –  Евгений Ясин, Ярослав Кузьминов, Лев Любимов, Револьд Энтов, Олег Ананьин, Рустем Нуреев – после нескольких попыток внедрить основы «нормальной» экономической теории в учебные планы действующих вузов осознали необходимость построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки.

В 1991 году Евгением Ясиным и Ярославом Кузьминовым при очень активной помощи Леонида Абалкина и Егора Гайдара «пробивалась» концепция нового государственного вуза. Высшая школа экономики была создана Постановлением Правительства России 27 ноября 1992 года первоначально как центр подготовки магистров. Принцип Школы с первого дня ее существования – сочетание строгой, даже жесткой, подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики.

С 1995 года ВШЭ превратился в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленцев и юристов.

Тогда же появилась идея создания филиала университета – Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге. После принятия правительством постановления «О реорганизации образовательных учреждений, находившихся в ведении упраздненных федеральных органов исполнительной власти» от 12.09.1997 года идея воплотилась в жизнь.

В 1998 году был осуществлен первый набор в Санкт-Петербургский филиал Государственного университета "Высшая школа экономики".

Филиал разместился в зданиях Академии судостроения и ИПК «Телеком», административное здание расположилось в исторической части Санкт-Петербург на ул. Союза печатников. Следует отметить, что данное здание имеет весьма примечательную историю. До 1918 года в нем располагалась школа Императорского человеколюбивого общества с пансионом для девочек. Здесь же, в новом флигеле, в 1871 году в присутствии великой княгини Марии Федоровны был освящен храм. Этим храмом до 1907 года пользовались воспитанницы Мариинского института, а также ученицы соседней Коломенской гимназии. В советское время здание было также учебным заведением: в нем размещалась мужская гимназия, учебные классы института Цитологии, Ленинградский кораблестроительный институт, курсы повышения квалификации машиностроения, институт повышения квалификации судостроительной промышленности, преобразованный в годы перестройки в Академию судостроения. В этих исторических стенах и расположилась Питерская Вышка.



Петербургский кампус НИУ "Высшая школа экономики" готовит бакалавров и магистров международного уровня. Бакалаврские программы включают: ЭкономикуЛогистику и управление цепями поставокМенеджментУправление и аналитику в государственном сектореЮриспруденцию, ИсториюФилологиюВостоковедениеПолитологию и мировую политикуСоциологию и социальную информатику. Подготовка магистров ведется по следующим направлениям: Востоковедение, африканистикаГосударственное и муниципальное управлениеИсторияМенеджментПолитологияПрикладная математика и информатикаСоциологияФинансы и кредитЭкономика и Юриспруденция.

В рамках Высшей школы экономики успешно функционируют четыре международные научные лаборатории: Лаборатория cравнительных социальных исследований под руководством Рональда Инглхарта (США, Мичиганский университет), Лаборатория теории рынков и пространственной экономики под руководством Жака-Франсуа Тисса (Католический университет Лувена), Международная лаборатория теории игр и принятия решений, научным руководителем которой является Эрве Мулен (Университет г. Глазго, Великобритания), Международный центр экономики, управления и политики в области здоровья, под руководством профессора Кристофера Герри и Проект "Сравнительные исторические исследования империи и национализма" под руководством Рональда Сюни (Мичиганский университет).
Научные лаборатории и школы включают в себя Лабораторию интернет-исследованийЛабораторию исследований корпоративных инновационных системЛабораторию социологии образования и наукиЛабораторию сравнительно-правовых исследованийЛабораторию урбанистических исследованийЛабораторию экономики культурыНаучную лабораторию исследований в области логистикиЦентр азиатских и африканских исследованийЦентр исторических исследованийЦентр молодёжных исследованийЦентр междисциплинарных фундаментальных исследований и Исследовательский проект "М. В. Ломоносов и становление новых форм русской словесности".

Интенсивная научная жизнь позволяет петербургскому кампусу сохранять высокую привлекательность как для студентов, так и для ведущих научных кадров Санкт-Петербурга.



В состав Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге сегодня входят пять корпусов: ул. Союза печатников, 16, ул. Промышленная, 17, ул. Седова, 55 корп.2, ул. Кантемировская, 3А и наб. канала Грибоедова, 123, лит. А.

Выпускники Высшей школы экономики работают в крупных промышленных компаниях, органах государственного управления, достигают больших успехов в области менеджмента, юриспруденции, социологии, финансов. Студенты получают фундаментальную подготовку, соответствующую мировым образовательным стандартам, также знание иностранных языков, достаточное для свободного профессионального общения.

Высшая школа экономики активно использует современные образовательные технологии. На всех факультетах введена модульная система обучения. При этой системе акцент делается на интенсивную самостоятельную работу студента, контролируемую преподавателями. В процессе учебы студент выполняет большое количество самостоятельных письменных заданий и работ, что позволяет вести текущий рейтинг студента. Учебный год разбивается не на два семестра, а на четыре модуля.

К сегодняшнему дню четко сформировались и устоялись принципы Высшей школы: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (экономисты получают юридическое образование, и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России, в ее регионах.

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2010 года № 1109 «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» университет получил новое название и статус автономного образовательного учреждения.