• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не только крестовые походы: мусульманская колония Фридриха II Гогенштауфена

В массовой культуре Средневековье чаще всего ассоциируется с крестовыми походами — вечным противостоянием креста и полумесяца, в котором столетия взаимной ненависти сводят на нет любую возможность диалога. Но на самом деле в истории средних веков есть множество примеров сосуществования и кооперации мусульман и христиан — и дело не ограничивается известным примером Иберийского полуострова. В статье мы рассматриваем уникальный опыт создания мусульманского города Лучеры, построенного по приказу императора Фридриха II в Италии.

Не только крестовые походы: мусульманская колония Фридриха II Гогенштауфена

Коллаж: Марина Груздева

В 1222 году в гористых районах Сицилии началось восстание. Бербер из Северной Африки, Мухаммад Ибн Аббад, поднял на бунт местных мусульман, составлявших на тот момент большинство населения. Начав чеканить собственную монету (на аверсе была написана шахада [1], а на реверсе – «правитель Мухаммад Ибн Аббад»), он спровоцировал законного правителя этих земель, Фридриха II Гогенштауфена, на военные действия. Последний, будучи сыном короля Генриха VI, императора Священной Римской Империи, и потомком сицилийских королей по матери, унаследовал оба этих титула. В его владениях жили католики, православные греки, мусульмане и иудеи – такое разнообразие приводило к проблемам наподобие интересующего нас восстания.

Монета Мухаммада Ибн Аббада

Местные жители использовали «партизанскую» тактику – прятались в горах и наносили внезапные удары по отставшим войскам Фридриха, ретируясь при малейшей опасности. Такой подход дал свои плоды — восстание было подавлено только через 3 года. 

В одном арабском источнике есть, безусловно, выдуманная, но очень красивая история, посвящённая подавлению мятежа мусульман [2]. Легенда гласит, что у Ибн Аббада была дочь, которая после убийства отца продолжила его дело и стала предводительницей восстания. Идя на хитрость, она предложила Фридриху, как тот ранее предлагал её отцу, мирное соглашение: 300 рыцарей войдут в город, она передаст им властные полномочия, и восстание завершится. Фридрих напрасно поверил дочери мятежника: из всех посланных рыцарей никто не остался в живых. Неповиновение продолжалось ещё несколько лет и закончилось лишь со смертью предводительницы (это было самоубийство). Фридрих так и не смог отомстить ей за нанесенное оскорбление.

Фридрих II, вместо того чтобы казнить или выдворить мятежников из страны, переселил всех мусульман Сицилии на материк, в город Лучеру, что находится в Апулии. Для осуществления этой цели из Лучеры были изгнаны местные христианские жители. Так на месте старого христианского поселения появилась мусульманская колония, названная современниками Lucera Sarracenorum.

Переселение происходило в несколько этапов и растянулось до 1245 года, когда последние мусульмане, предварительно собранные в Палермо, были посажены на корабли и отправлены в свой новый дом – Лучеру. Таким образом, в городе оказалось 20 000–30 000 человек. Есть свидетельства, что кто-то из них пытался вернуться на Сицилию [3], но это были единичные случаи. Большинство же сицилийских мусульман так больше и не увидели своей родины. 

Но не надо представлять, что Фридрих II был исключительно антагонистом в этой истории. Как уже было сказано, все мусульмане могли быть изгнаны в другую страну без какого-либо имущества или просто убиты… Но по распоряжению Фридриха они не только избежали печальной участи, но и получили на новом месте некоторые возможности: относительную автономию, свободу вероисповедания и особый юридический статус — servi camere nostre [4], «слуги опочивален наших», который ставил их под защиту короны. За это они платили высокие налоги и были обязаны служить в армии Фридриха. Собственно, здесь мы можем говорить о формировании мусульманской гвардии императора, состоящей из лёгкой кавалерии с луками. Гвардия принимала активное участие в войнах императора на Апеннинском полуострове [5]. Похоже, мусульмане оказались довольны своим положением и потому, несмотря то что их переселили насильно, оставались верными Фридриху и его потомкам даже в самые тяжёлые времена. 

Верона. Башня монастыря Сан-Дзено. Фреска. Поклонение народов императору Фридриху II.

Интересно, что факт существования в двухстах километрах от Рима мусульманского города не сильно беспокоил папство, хотя это и воспринималось как оскорбление [6]. Фридрих II в письме папе римскому убеждал его, что создал отдельный город для мусульман, чтобы их было легче контролировать, поскольку его основной целью является борьба с ересями и укрепление веры. С 1230-х годов папство предпринимало несколько попыток крестить мусульман Лучеры с помощью посылаемых туда доминиканцев, но в конечном итоге большинство населения оставалось мусульманами. 

Лучера также повлияла на конфликт между Римской курией и императором. Высшей точкой накала в их взаимоотношениях стал 1245 год. Иннокентий IV созвал собор, на котором низложил императора Фридриха II за постоянное нарушение прав Церкви. Среди обвинений было также то, что он с почётом принял у себя сарацин и с уважением отнёсся к их религии [7]: речь может идти как о Лучере (но даже если Лучера подразумевается, название города не озвучивается), так и в целом о внешней политике Фридриха, который отличался от современников рациональным подходом к выстраиванию отношений с мусульманами.

После смерти Фридриха II его наследники продолжили противостояние папству, и важную роль в нем сыграла Лучера. Манфред, незаконнорожденный сын Фридриха, использовал Лучеру как место сбора своего войска и расположения казны, когда армия Карла Анжуйского вторглась в королевство [8]. Папство стало использовать этот факт для оправдания Крестового похода против Лучеры, по святости равного походу в Святую землю. Карл Анжуйский занял сицилийский трон после убийства Манфреда, но, несмотря на тесные связи с папой римским, он отказался от идеи разрушить Лучеру и, несмотря на вскоре случившееся в городе восстание, не стремился уничтожить его. 

Анжуйская династия активнее посылала проповедников в Лучеру и размещала по соседству переселённых из Прованса земледельцев ради укрепления христианства [9]. К сожалению, закончилось это печально: в 1300 году Карл II подошёл с войском к городу, выдвинув местному населению требование перейти в христианство. Некоторые согласились, но большая часть жителей наотрез отказалась отступить от своей веры. Тогда Карл II обвинил мусульман в измене, и его войско разграбило город. Лишь богатейшие лучерцы, принявшие христианство, были освобождены Карлом, а остальных жителей продали в рабство. На месте разрушенного города было основано новое поселение имени Девы Марии.  

Несмотря на недолгое существование и суровый конец, опыт Лучеры показывает, что даже в достаточно религиозно нетерпимой средневековой Европе было место мирному сосуществованию христианства и ислама. Видимо, неслучайно одна из версий происхождения названия города восходит к латинскому lux, то есть свет.

 

Примечания:

[1] — Буквально с арабского «свидетельство». «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад пророк Его» — слова, которые необходимо произнести три раза при свидетелях для принятия ислама. Является стандартным текстом на аверсе монет в исламских странах.

[2] — Taylor, Julie Anne. Muslims in Medieval Italy: The Colony at Lucera. Oxford, Lexington Books, 2003. Pp. 9-10.

[3] — Ibid, P. 14.

[4] — Abulafia, David. Monarchs and Minorities in the Christian Western Mediterranean around 1300: Lucera and its Analogues, S. Waugh, P. Diehl. Christendom and its discontents: exclusion, persecution, and rebellion, 1000-1500. Cambridge: Cambridge University Press, P. 237.

[5] — Сторонники папы римского в конфликте Папства и Империи за господство в христианском мире. Сторонники императора назывались гибеллинами.  

[6] — Christoph T. Maier. Crusade and rhetoric against the Muslim colony of Lucera: Eudes of Chateauroux's Sermones de Rebellione Saracenorum Lucherie in Apulia, Basel: Journal of medieval History, 1995. P. 346.

[7] — Historia diplomatica Friderici Secundi, sive constitutiones, privilegia, mandata, instrumenta quae supersunt istius Imperatoris et filiorum eius. Ed. Jean Louis Alphonse Huillard-Bréholles. 6 volume, Paris, 1852-1861, P. 325.

[8] — Christoph T. Maier. Crusade and rhetoric… P. 348.

[9] — Julie Anne Taylor. Muslims in Medieval Italy… P. XVIII.

 

Материал подготовил Роман Бражников
Редактировала Марина Груздева