• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тёмный витализм: как жизнь Г.Ф. Лавкрафта повлияла на его творчество, а затем и на современную философию?

Многие философы пытались осмыслить явление жизни. Одна из идей о её истоках — витализм — в недавнее время обрела свою тёмную форму. Во многом это произошло благодаря влиянию творчества Г. Ф. Лавкрафта на спекулятивное направление современной философской мысли. В статье на примере фрагментов рассказов этого писателя объясняются идеи спекулятивных реалистов, а также выделяются характерные черты его творчества.

Тёмный витализм: как жизнь Г.Ф. Лавкрафта повлияла на его творчество, а затем и на современную философию?

Фото Г.Ф. Лавкрафта с котом Фелисом (lovecraft.country), коллаж Андрея Иккерт

Витализм (от лат. vitalis — жизненный) — это позиция в биологии, согласно которой в живых системах существует некая нематериальная сила, что-то, что можно назвать «прото-жизнью», которая управляет всеми естественными с точки зрения природы явлениями [1]. Распространено мнение, что представление о витализме — это результат невозможности нашего разума, ввиду его определённой ограниченности, помыслить жизнь в самом широком смысле этого слова. «Если жизнь — наше общее, значит, она больше и дальше моего частного, индивидуального. Жизнь была до нас и останется после нас» [2]. Подразумевается, что нечто должно существовать до мышления. Многие философы, например, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, а затем и Иэн Гамильтон Грант отмечают, что этим нечто является природа. Она — основополагающее вещество всей жизни и каждого существа.

Эти идеи были созвучны творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта — американского писателя начала XX века, работавшего в жанре ужасов. Философия его жизни, тесно переплетённая с творчеством, может считаться главной силой, которая направила современную гуманитарную и философскую мысли к так называемому «тёмному повороту». Даже исходная группа спекулятивных реалистов [3], собравшаяся в апреле 2007 года на Голдсмитском воркшопе, согласилась с тем, что одним из сплачивающих их факторов «…была любовь всех участников группы к работавшему в жанре ужасов американскому писателю Говарду Лавкрафту…» [4]. Идеи, которые развиваются представителями этого направления, указывают на ограниченность человеческого знания ввиду того, что мы мыслим и наблюдаем мир в соответствии с нашими заботами и способом восприятия: «...мы можем иметь доступ только к корреляции между мышлением и бытием...» [4]. Таким образом, витализм как способ объяснить само явление жизни появляется ввиду неспособности полного постижения реальности нашим разумом. Перед нами образуется сложная проблема — помыслить наше бытие вне мысли.

Изображение сгенерировано нейросетью Dream by WOMBO

Г.Ф. Лавкрафт был малоприятным человеком. Он родился 20 августа 1890 года в Провиденсе, США. Прожил большую часть жизни там же, никуда особо не выезжая. Он очень остро переживал своё взросление и угасающую с каждым днём связь с детством, ввиду чего замкнулся в себе и между восемнадцатью и двадцатью тремя годами, судя по всему, ничем не занимался. Из-за этого взрослый мир был неприятен ему. Спустя время он начал писать рассказы и делал это не ради денег, хотя их ему хватало с натяжкой. Свойственные творчеству Лавкрафта мизантропия и отвращение к реальному миру исходят из детства.

«Большие мальчики не играют в кукольных домиках и миниатюрных садиках, и я должен был, полный печали, отступиться от моего мира в пользу мальчика помладше, пребывавшего по другую сторону. И с той поры я больше не копался в земле, не прокладывал тропок и дорог; эти действия слишком связаны для меня с глубоким сожалением, поскольку быстротечной радости детства больше никогда не поймать. Взрослый возраст — это ад.»

Из письма Г.Ф. Лавкрафта другу. М. Уэльбек «Г.Ф Лавкрафт: Против человечества, против прогресса», 2006 г.

Подробнее прочитать про жизнь Лавкрафта можно в эссе французского писателя Мишеля Уэльбека «Г.Ф. Лавкрафт: против человечества, против прогресса», в котором автор рассуждает о том, что предтечей ужаса к неведомому в рассказах писателя является его шовинизм. Однако при более тщательном анализе расовую неприязнь как источник вдохновения для создания неописуемого страха можно отодвинуть на второй план: на деле страх куда глубже, чем просто поверхностный расизм писателя.

Для Лавкрафтианского ужаса больше характерна, во-первых, сугубая материальность. Незнакомая нам, вторгающаяся откуда-то извне, ужасающая материальность, которая часто приобретает склизкую форму. Лавкрафт определяет своих существ не как сверхъестественных, а как «сверхнормальных». Этот страх перед его существами объясняется концепцией ужасного, разработанной Зигмундом Фрейдом: нас пугает иная агентность живого существа,  то, что представляется нам одним образом, но выглядит совсем по-другому [5]. В этом и заключается ужас от того, что те нормальные объекты непостижимы для нас. Они неописуемы. Во-вторых, это вездесущая мизантропия, то есть отвращение к человеку из-за его рациональности. Для Лавкрафта люди — всего лишь ещё одна форма материи во вселенной. В этих двух характеристиках прослеживается бессознательное покушение автора на человеческую исключительность, что очень популярно в наше время и хорошо ложится на идеи спекулятивных теорий.

Изображение сгенерировано нейросетью Dream by WOMBO

Упрощённо философию Лавкрафта можно охарактеризовать как безусловную ненависть к миру, которая усиливается особой неприязнью к современности [6].

«Жизнь как таковая отвратительна, и на фоне того, что мы знаем о ней, вырисовываются фрагменты дьявольской истины, что иногда делает её в тысячу раз омерзительней. Наука уже удручает нас своими потрясающими открытиями и, возможно, в конечном счёте послужит полному уничтожению нашего вида — если, конечно, мы действительно можем считаться отдельным видом, — так как рассудку смертных не снести ещё не разгаданных ужасов, таящихся в её резерве, если те вырвутся на свет.»

Г.Ф. Лавкрафт «Некоторые факты о покойном Артуре Джермине и его семье», 1921 г.

Лавкрафт и его творчество — это попытка описать то, что выходит за пределы мышления, через парадигму странного, загадочного, непонятного.

Разбирая подробнее феномен «тёмного», следует, конечно же, обратиться к философу, автору книг о нигилизме, пессимизме, геофилософии, литературе ужасов и идеализме Шеллинга Бену Вударду, а именно, к его работе «Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни». В ней он пишет, что мышление, порождённое природой, в попытках помыслить её истоки натыкается на невозможность этого действия. В этом и заключается ужас с точки зрения тёмного витализма.

«Так, свойственное большинству поздних произведений Лавкрафта тревожное колебание между природой-в-себе, со всеми ее сверхнормальными и оттого противоестественными и чудовищными порождениями, и природой-для-нас, с ее привычностью и естеством, срабатывает именно на уровне подобных неразличимостей, пульсирующих в переплетениях материальных процессов природы.»

Б. Вудард «Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни», 2016 г.

Лавкрафт не уходит от реализма к фантазии как все остальные писатели-фантасты, нет, он, наоборот, вместо уничтожения реализма, развивает его до невыносимости, ведь для него ужасное заключается в ещё большем реализме. В том реализме, который для нас, людей, непостижим. Он неописуем.

Однако попытку осмыслить это реальное предпринимает Бен Вудард, который находит отражение шеллингианской природы, этого Единого в слизи, из которой все мы состоим и которая нам же неприятна, отвратительна [7]. Она — начало всех процессов и сущностей во вселенной. На этом и строится его теория «Тёмного витализма»: финальное познание первоприроды, так называемой «прото-жизни», будет для нас ужасным событием. Как нечто склизкое нам противно, хотя и естественно, так же и познание сущего будет для нас неприятным событием. Именно так «тёмное» определяется у Г.Ф. Лавкрафта: оно непостижимое, закрытое, разочаровывающее, пессимистическое и страшное.

«Мы живём на безмятежном островке неведения посреди чёрных морей бесконечности и дальние плавания нам заказаны. Науки, трудясь каждая в своём направлении, до сих пор особого вреда нам не причиняли, но в один прекрасный день разобщённые познания будут сведены воедино и перед нами откроются такие ужасающие горизонты реальности, равно как и наше собственное страшное положение, что мы либо сойдём с ума от этого откровения, либо сбежим от смертоносного света в мир и покой нового тёмного средневековья»

Г.Ф. Лавкрафт «Зов Ктулху», 1928 г.

Изображение сгенерировано нейросетью Dream by WOMBO

Личность писателя, его жизнь и творчество — это главные источники вдохновения тёмных теорий как явления. Лавкрафт является одним из важнейших союзников, выступающих против корреляционизма [8]. Он использует дорациональный, докатегориальный, внечеловеческий материализм против человеческого превосходства в мире. Его творчество действительно постантропоцентрично: оно смещает человека с пьедестала своей исключительности и рассматривает его всего лишь как собрание атомов, дрейфующих в пустоте. Вудард же развивает эту мысль, говоря, что «люди, как и всякий иной отросток живой материи, суть не что иное, как скопления слизи, соединенные и сформированные временной случайностью и пространственной ситуацией» [9]. Если кому-то это может показаться чем-то ужасным, противоестественным, то это всё ввиду того, что наш взгляд на природу антропоцентричен, ведь, с другой стороны, для других форм жизни состояние слизи является вполне естественным. Если рассматривать творчество Лавкрафта с этой позиции, то известный образ Шоггота, который встречается на страницах произведений — «изрыгающая вонючую слизь гора протоплазмы» [10],  не будет казаться нам чем-то пугающим и выходящим за рамки «нормального», а наоборот станет гораздо ближе.

Изображение c интерпретацией Шоггота сгенерировано нейросетью Starryai

Библиография:

[1] — Витализм // Электронная библиотека ИФ РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: link. (Дата обращения: 15.09.2023).

[2] — Хаустов Д. It’s alive! Бен Вудард // Spectate — Режим доступа: link. Дата публикации: 13.05.2021 (Дата обращения: 05.12.2022).

[3] — Квентин Мейясу, Рэй Брассье, Йен Гамильтон Грант, Грэм Харман.

[4] — Харман Г. Спекулятивный реализм: введение / Г. Харман; [пер. с англ. А. А. Писарева]. — М.: РИПОЛ классик, 2019. — 496 с.

[5] — Фрейд З. Художник и фантазирование / пер. с нем. / Под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. — М.: Республика, 1995. — 400 с: ил.

[6] — Уэльбек М. Г.Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса / Пер. с фр. И. Вайсбура. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 144 с.

[7] — Осмыслить это реальное предпринимали многие мыслители в разное время: Лукреций Кар (I в. до н.э.), Бенедикт Спиноза (XVII в.), все они сходились к одному — всё в этом мире состоит из единого материала. В современной философской мысли авторка проекта «Материалистического витализма» Джейн Беннетт (американская философиня, Университет Джона Хопкинса, США) также придерживается взгляда, что «...всё существующее состоит из одной-единственной субстанции» [11]. Однако для неё эта «пульсирующая материя» не является чем-то ужасным и «тёмным».

[8] — Корреляционизм — термин в спекулятивном реализме, введённый в оборот французским философом Квентином Мейясу, который означает, что мы можем иметь доступ только к корреляции между мышлением и бытием, но никогда к чему-то одному из них в отдельности.

[9] — Вудард Б. Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни / Пер. с англ. Д. Хамис. — Пермь: Гиле Пресс, 2016. — 124 с.

[10] — Лавкрафт Г.Ф. Большое собрание сочинений в одном томе / Пер. с англ.  — М.: Эксмо, 2023 — 976 с.

[11] — Беннетт Дж. Пульсирующая материя: Политическая экология вещей / Пер. с англ. А.А. Саркисьянца. — Пермь: Гиле Пресс, 2018. — 220 с.

 

Материал подготовил Андрей Иккерт.
Редактировала Нина Синявская.