Страшно реально: российские фильмы ужасов 90-х
В ТОП-10 ужасов вы обязательно найдёте американские фильмы: «Нечто», «Вторжение похитителей тел», «Заклятие», «Зловещие мертвецы», «Блейд». Каждый из них пугает по-своему: кто вампирами, кто призраками, кто пришельцами. В последние два десятилетия российские авторы ориентируются на Голливуд, а вот девяностым свойственна самобытность — в том числе и в хоррорах. Сегодня мы предлагаем познакомиться с пятью фильмами в этом жанре, которые могут впечатлить даже самого искушённого зрителя.
Фильм «Прикосновение», 1992, реж. Альберт Мкртчян, студия «Транс Ф»
«Жизнь прекрасна и удивительна!» — так говорит главный герой первого фильма в нашей подборке: картина «Прикосновение» (ужасы, триллер, детектив, мистическая драма). По неизвестной причине молодая женщина убивает своего сына, а потом и себя, оставляя таинственную записку. Это загадочное дело берет на себя следователь Андрей Крутицкий. Встречая сестру покойной, он тут же проникается к ней чувствами, но будут ли они счастливы, если их преследует призрак её отца?
Как и все фильмы девяностых, «Прикосновение» не имело большого бюджета. Однако оно не похоже ни на одну картину, изображающую призраков, хотя бы потому, что сам дух умершего не показан на экране, чувствуется лишь присутствие сверхъестественного. Его влияние и становится причиной роковых случайностей, ведущих к смерти. В этом смысле сценарий крайне изобретателен и приводит к неожиданной и печальной развязке.
Фильм «Упырь», 1997, реж. Сергей Винокуров, киностудия имени М. Горького
Второй фильм называется «Упырь». Некоторые киноведы сравнивают его с фильмом «Блейд» (1998, реж. Стивен Норрингтон, кинокомпании Marvel Enterprises, Amen Ra Films, Imaginary Forces), повествующем об охотнике на вампиров, который и сам не так прост, как кажется на первый взгляд. Действительно, совпадений с голливудским братом достаточно: главный герой охотится на монстров, в особенности, на главного «упыря»; у него есть любовь, которую нужно защитить; а ещё есть страшная тайна, которая раскроется лишь к концу.
В маленьком городе, в котором и происходит действие, процветает бандитизм. Однако герою грозит не только эта опасность: вокруг всё кишит вампирами. Против них не помогут ни огнестрельное оружие, ни чеснок: убить вампира можно только осиновым колом в сердце. Чем придётся пожертвовать, чтобы добраться до врага? Репрезентация всемирно известных чудовищ, пронизанная блатной романтикой, по-настоящему уникальна. Сценарий оставляет зрителю открытый финал: неизвестно, кто из противников остается жив после последней схватки.
Фильм «Прогулка по эшафоту», 1992, реж. Исаак Фридберг, кинокомпания Мосфильм
«Прогулка по эшафоту» — философская притча о молодой, недавно поженившейся паре. В стремлении сбежать от суеты большого города они забираются в глухой лес, где располагаются в обветшавшей избушке. Наутро молодожёны, как Адам и Ева, обнаруживают себя в подобии рая: вся мебель внутри сменяется на роскошное убранство.
Если «Адам» осторожен и скептичен, то «Ева» весела и раскована. Вкушая как будто бы запретный плод, она поддаётся прелести места и со временем уже не собирается никуда уходить. «Прогулка по эшафоту» поначалу просто маскируется под фильм ужасов — она раскрывается как глубокая притча о мироздании, религии и — самое главное — любви.
Фильм «Змеиный источник», 1997, реж. Николай Лебедев, киностудия имени М. Горького при содействии Госкино
«Змеиный источник» — крепкий нуарный детектив, схожий по настроению и отдельным элементам с небезызвестной картиной «Психо» (1960, Альфред Хичкок, Shamley Productions). Молодая студентка Дина приезжает на практику в маленький провинциальный город вслед за своим возлюбленным Алексеем, который работает в местной больнице. Оказывается, что молодой человек уже женат на несовершеннолетней девушке, и она беременна от него.
Дина идёт искупаться в реке и обнаруживает в ней труп молодой женщины. Героиня тут же становится главной подозреваемой, потому что запечатлена рядом с погибшей около местной достопримечательности — «Змеиного источника». Фотография старая, и девушки тут никак не могло быть… Или могло?
Зрителю вместе с главными героями этого фильма предстоит разгадать, кто на самом деле убийца. Правда почти не раскрывается до самого конца.
Фильм «Гонгофер», 1992, реж. Бахыт Килибаев, МММ-студия
«Жил-был на свете казак Колька Смагин — высокий, красивый, глаза карие. До двадцати пяти лет глаза карие были, а потом ему их поменяли на голубые. Вы спросите, как на голубые? Как поменяли? Про то и история» — цитата из фильма «Гонгофер».
Последним фильмом в этой подборке станет «Гонгофер» от небезызвестной компании МММ. Казаки приезжают в Москву, чтобы купить племенного быка. Старичок Степаныч предлагает им диковинного зверя — Гонгофера, казаки и соглашаются. Там же, на выставке, молодой Колька Смагин замечает Ганну. В ночь перед отъездом он проводит с ней время, однако наутро замечает, что она поменяла ему глаза: с карих на голубые.
Вместе со своим предводителем Зарубиным Колька возвращается в Москву, чтобы заставить ведьму вернуть всё, как было. Однако казаки даже не догадываются, что в городе и без неё полно всякой нечисти, которая попытается сгубить их. Где правда, где сон и выдумка?
«Гонгофер» — уникальный фильм. Беспредел, творящийся в 90-х годах, нашёл в нем отражение. Беспомощность простых людей перед разной «нечистью», запутывающей и подменяющей одно на другое, жонглирующей понятиями и образами, подкрепляется характерными приёмами: чёрным юмором и гротеском.
Каждый из представленных фильмов стоит вашего внимания, пусть ни у одного из них не было многомиллионных бюджетов и известных актёров. В картины вложена частичка души, что-то, её волнующее. Неспешное повествование может показаться современному зрителю утомительным, однако сюжет и тайны, которые он открывает, заслуживают того, чтобы о них узнали.
Материал подготовила Анна Ширбанова
Редактировала Нина Синявская