• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прогулка по Сиверской

Когда покупаешь билет на электричку с Балтийского вокзала, всегда замечаешь в строке пункта назначения Сиверскую. Ассоциации варьируются: пионерские лагеря, дачи, пейзажи Шишкина и «Другие берега» Набокова. Неизменным остаётся одно — в Сиверскую хочется приехать.

Прогулка по Сиверской

Фото Matthew Henry (Unsplash), коллаж Анны Беляевой

«Здесь легко дышится, замечательная природа»
Из письма Шишкина про Сиверскую

Дорога до Сиверской

В порыве исследовательского энтузиазма мы решили посмотреть, как сейчас выглядит и чем живёт посёлок, воспетый поэтами, художниками и писателями. Чтобы добраться до Сиверской, нужно проехать примерно полтора часа на электричке до Луги или Сиверской. В маршруте следования той, на которой ехали мы, Сиверская была конечной.

Путь проходил через заснеженные поля, которые мы разглядывали через толстое и покрытое инеем стекло вагона. По дороге привередливому городскому жителю предлагают послушать «Ветер перемен» в исполнении музыкантов и приобрести ручку-шпион у торговца с клетчатой сумкой прямо в электричке. За этими незатейливыми занятиями дорога пролетела незаметно, и мы прибыли в Сиверскую.

Нас встретил широкий перрон с названием бывшего дачного посёлка и небольшое здание станции, где можно купить билеты на уходящие в город электрички. Вдоль станции протянулись ряды с овощными палатками, кофе с собой и едой навынос. Нас интересовала историческая и «дачная» часть посёлка, поэтому мы двинулись вглубь поселения. Карта обещала нам путь длиной в 2 километра до музея «Дачная столица».

Сиверская сегодня

Идти приходилось по проезжей части, иногда уворачиваясь от проезжающих машин, так как тротуар вдоль дороги никто не предусмотрел. Первым, что мы увидели в жилой части поселка, были панельные пятиэтажки, а не ожидаемые деревянные домики дачников. В этой части Сиверской протекала размеренная жизнь: дети шли в школу и садик, взрослые на работу, подростки толпились во дворах.

Когда мы миновали современную часть посёлка, нам предстояло переправиться через карьер, путь затруднялся тем, что местные дети использовали его крутые склоны в качестве горок для зимних забав. Укатанный санками, ледянками и ватрушками снег превратился в ледяную корку, на которой было легко поскользнуться. Уворачиваясь от визжащих детей, мы спустились до места, где воды реки Оредеж шумящим потоком падали вниз, образуя пенные брызги. Реку обрамляли крутые глиняные склоны, которые уже начинали оттаивать из-под снега.

Дачи и дачники

От реки мы поднялись вверх по склону, откуда открывался захватывающий вид на Оредеж и окрестности. Чуть поодаль, наконец, начались дачные домики. Разноцветные деревянные сооружения стояли по обе стороны дороги, деревянная обшивка и резные украшения на многих домах сохранились, что воссоздавало атмосферу дачной жизни прошлого столетия. Легко можно было представить, как поэты и художники снимали эти домики на лето, чтобы провести в них несколько жарких месяцев за чтением, прогулками, ловлей бабочек и беседами.

Первой достопримечательностью на нашем пути стал возведенный в 1888 году храм Петра и Павла, построенный по проекту архитектора П.С. Самсонова. Местный дачевладелец В.Т. Никитин выделил деньги и землю на строительство церкви и колокольни в ещё молодой Сиверской.  Изначально храм был приписан к церкви в селе Рождествено, где находится усадьба Набоковых, а позже, в 1890 году, под руководством местного поэта Майкова, при приходе была организована народная школа. Библиотека в церкви сохранилась до сих пор. В день нашего визита на фоне белого снега, серых деревьев и неба свежевыкрашенный деревянный ансамбль казался сказочным, где-то здесь точно должна обитать белка с волшебными орешками. Небольшая церковь и колокольня по соседству ограждены забором. Мы спросили у служительницы, можно ли войти.

– Сегодня в храме уборка, но вы можете зайти и посмотреть снаружи, – сказала она. Мы зашли, чтобы рассмотреть шедевры деревянного зодчества. Резные деревянные украшения фасадов поражали своим обилием и изяществом.

Поблагодарив служительницу, мы двинулись дальше, к «Дачной столице». По пути нам попадалось много домов, архитектура которых напоминала застройку прошлых веков, почти на всех были таблички «Частная собственность. Находится под охраной». Когда до музея оставались считанные метры, дорогу нам преградил внушительных размеров желтый пёс. Мы решили не рисковать и обойти собаку с другой стороны. Однако параллельная улица привела нас прямиком к той же собаке, только с другой стороны. Сдаваться мы были не намерены и решили пойти по лесной тропинке, заботливо протоптанной через сугробы другими пугливыми туристами.

Дачная столица и её знаменитые обитатели

Перед нами предстало одноэтажное здание с конусообразной крышей. У входа нас встретил седой улыбчивый мужчина:

— Здравствуйте! Мы к вам еле дошли, боялись, что по дороге нас съест собака! — жалуюсь я.
— Она не кусается, — отвечает он и смеется. — Просто её хозяева уехали на зиму в город, а ей здесь одной скучно. Вот она и хотела с вами подружиться. Хотите экскурсию?
— Было бы здорово!

Мужчина передаёт нас в руки экскурсовода, Ирины Борисовны. От неё мы узнаём, что Сиверская была не только излюбленным местом дачного отдыха многих деятелей искусства, но и первым местом, где зародилась массовая дачная культура. Здесь же мы снова встретились с уже упомянутым Никитиным, который выкупил землю и приступил к застройке дачными домиками. Домики пользовались большой популярностью у Петербургской интеллигенции во многом из-за целебного хвойного воздуха, в котором уже тогда нуждались городские жители. Кроме того, ещё в XIX веке добраться до поселка можно было на поезде всего за несколько часов.

В одной из комнат свой рассказ Ирина Борисовна полностью посвятила знаменитым жителям дачного поселка. Среди них Салтыков-Щедрин, который навещал в Сиверской местного поэта Майкова, Чехов и Толстой, гостившие здесь, Андрей Белый, Анна Ахматова и другие. Отдельное место в экспозиции посвящено работам Шишкина, который часто бывал в Сиверской у своего друга Ивана Крамского. Шишкин написал здесь «Рожь» (1878), «У калитки. Сиверская» (1874-1883) и ряд других пейзажных зарисовок.

— У нас есть легенда, что знаменитое «Утро в сосновом лету» тоже написано в Сиверской. Правда, легенда эта ничем не подтверждена, но и ничем не опровергнута! — усмехается Ирина Борисовна.

В здании нынешнего музея «Дачная столица» на поэтических вечерах звучали стихи Ахматовой, Белого, Блока, Северянина и других поэтов серебряного века.

— Сейчас мы тоже проводим поэтические вечера, они проходят каждую субботу. Молодые поэты читают свои стихи друг другу, как когда-то это делали их великие предшественники, — говорит Ирина Борисовна.

За несколько веков Сиверская претерпела много изменений: дворянские дачи с выездными театрами и тяжелой дубовой мебелью сменились сначала советскими здравницами и пионерскими лагерями, а потом дачными домиками и коттеджами для летнего отдыха. Однако сюда до сих пор приезжают не только дачники, но и ценители стихов, живописи и чистого воздуха. Ведь кажется, вся атмосфера Сиверской располагает к творчеству.

 

Материал подготовила Лана Беленькая
Редактировала Анна Беляева