• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Откровенность и принятие: новая подборка книг

Идея подборки книг от женщин и для женщин зрела давно, а сейчас как раз приближается подходящий день. Одни книги более художественны, другие более теоретичны, какие-то вступают в диалог с читателем об актуальных гендерных проблемах, какие-то совсем не похожи на типичные фем-книги. И у каждой есть свой голос. Давайте прислушаемся к нему?

Откровенность и принятие: новая подборка книг

Фото из нейросети, коллаж Лии Тур

Здесь не будет «Второго пола» Симоны де Бовуар или «Своей комнаты» Вирджинии Вульф. Кажется, что эти тексты и так всегда с нами, когда мы говорим о женском письме или феминизме. Наверное, об этом могут правдиво писать только сами женщины (хотя у Оруэлла в «Дочери священника» вышло вполне удачно), и подтверждение этому ниже. 


«Одеяло из лоскутьев» Любовь Копылова

Пожалуй, это первая русскоязычная книга с фем-оптикой и наиболее приближенная к современности. А ещё самая нежно-романтическая в этой подборке. Сюжет вторит названию: текст состоит из отрывков — лоскутьев — воспоминаний героини. Её письма — слова сомнения, написанные уверенным почерком. Здесь удачно прослеживается разница между сегодняшним осознанным стремлением к женской эмансипации и только формировавшимися тогда феминистскими взглядами. Читается быстро, но концовка неожиданная (предупреждаю!). 

«Девочки нежно поглаживали оборку моего траурного платья, вынимали ленту из моей косы, чтобы вплесть её потуже. Мальчики следили за ними немного ревниво»

Копылова Л.Ф. Одеяло из лоскутьев. М.: Common place, 2018.


«Момент» Эми Липтрот

Признаюсь, книги Эми Липтрот — моя любовь! Причём с первого взгляда. Её второй роман я ждала с большим нетерпением, каждый час обновляя страницу предзаказа. Это ещё не так часто встречающийся жанр nature-writing (у нас его представительницей можно назвать Оксану Васякину, о ней ниже). Главные роли отведены монологу героини и её диалогу с природой. С первых страниц до самого конца не покидает ощущения, что ты сидишь на берегу Северного моря и с уверенностью и спокойствием смотришь за горизонт. 

«У меня был скелет хорошей жизни, но без сердца внутри. Последние два года я носила одну и ту же тёплую одежду. Раньше я фотографировала только себя, теперь небо»

Липтрот Э. Момент. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 


«Степь» Оксана Васякина

Наверное, прозу Оксаны Васякиной для себя я могу определить одним словом: боль. Но при этом хочется проживать эту прозу и эту боль страницу за страницей, читать, вчитываться и принимать чужой опыт. Это проза про простор, про летнюю духоту и исследование себя через диалог с другими. Как и в «Ране», настоящее переплетается с прошлым, которое настолько осязаемо, что теряешься в его лабиринтах. 

«Мне казалось, что в жизни надо уметь продержаться хотя бы до завтра. А чтобы быть писателем, думала я, нужно знать многое наперёд и быть уверенной в своей уместности в этом мире. Уместности своей я не чувствовала»

Васякина О. Степь. М.: Новое литературное обозрение, 2022.


«Аргонавты» Мэгги Нельсон

Первые страниц шесть дались тяжело: не понимаешь, кто говорит, с кем, о ком? А потом вливаешься в этот поток, и закрыть книгу невозможно. События меняются так быстро, что не замечаешь, как ты только что улыбалась рождению ребёнка, а сейчас на глаза наворачиваются слёзы из-за смерти близкого героине человека. Мне особенно понравилось оформление цитат: слова Седжвик, Барта, Батлер и других вплетаются в художественный текст, не дробя его, а, напротив, создавая для него теоретическую сетку. 

«Моё письмо пронизано подобными тиками неуверенности. У меня нет никакого оправдания или решения, кроме как позволить себе эти колебания, а позже вернуться и избавиться от них»

Нельсон М. Аргонавты. М.: No Kidding Press, 2021.


«Кожа» Евгения Некрасова

Я не знала, что ждёт меня за первой открытой страницей. Яркая (для кого-то пугающая) обложка. Имён в книге нет, есть определения — «работающая» и «неработающая». Географические и временные границы тоже отсутствуют. Читателю непросто — симпатизировать некому, но забыть этот роман долго не получится. Кожа здесь — это не только название, но и маркер социального статуса и проводница боли. Помимо этого опыта, проживаемого вместе с рассказчицей, здесь цепляет экзотичное сплетение противоположных культур и психотерапевтических речей от её помощника.
Читать тяжело: на страницах встречаются сцены насилия. 

«Она решила, что это будет одно из самых ценных и счастливых её воспоминаний. На следующий день Дочь хлебного капиталиста спросила у Хоуп в коже Домны, собирается ли она выйти замуж за Рисующего сына. Та ответила, что нет»

Некрасова Е. Кожа. М.: Popcorn Books, 2022.


«Женский пол» Андреа Лонг Чу

Самая дерзкая книга в этой подборке! Повествовательница спорит с собой и с пьесой Валери Соланас, и в этом конфликте сталкиваются телесность и идентичность, феминное и маскулинное. Острые реплики и дерзкие вопросы Андреи Лонг Чу заставляют смеяться и в то же время менять представление о гендерных ролях и отношениях между полами. Какие-то идеи будут уже знакомы, а что-то новое можно узнать из многочисленных источников, которые даны в оригинале и легко находятся по указанным ссылкам. Советую от издательства V-A-C Press: их оформление книги отдельное удовольствие.

«Если бы история Адама и Евы писалась в институте эмбриологических исследований XX века, Ева была бы создана первой»

Чу А. Л. Женский пол. М.: V-A-C Press, 2020. 

 

Материал подготовила Александра Костина
Редактировала Елизавета Шафранская