• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Французская «новая волна» как часть массовой культуры

Что нужно знать о «новой волне», Жан-Люке Годаре, Франсуа Трюффо и трансформации кинематографа? Если из всех доступных искусств больше всего вас манит кино, то следующее эссе не оставит вас равнодушным. Работа посвящена связи двух, на первый взгляд, противоположных и несовместимых определений — массовой культуре и авангардному кино. Поднимаются вопросы об их связи и каноне, влиянии авторского кино на массовое сознание.

Французская «новая волна» как часть массовой культуры

Фото Jeremy Yap, Anika De Klerk, Denise Jans, Jonathan Duran (Unsplash), коллаж Таисии Егоровой
Определения и характеристики «новой волны» и массовой культуры   

Чтобы не запутаться в терминологии, стоит обозначить, что речь пойдёт о конкретном направлении кинематографа, «новой волне». Но упоминание «авангардного» здесь не случайно, поскольку для темы важен сам феномен независимого творчества в противопоставлении или союзе с культурой потребления. Следует понять, почему и как это явление проявляется, совершенствуется, возможен ли ответ на критику тиражируемости и какую пользу из этого можно извлечь. 

В эссе не будет полемики с мнениями, подобными тому, что массовая культура — это яд, который представлен в западном обществе или тому,  что массовая культура — это рынок обмена, где творчество теряет свою ценность, кино перестаёт быть произведением искусства [1]. Наоборот, во многом стоит даже согласиться с названными утверждениями, принять этот факт без оценочного суждения. 

«Банда аутсайдеров», реж. Жан-Люк Годар, Anouchka Films, 1964
Причины возникновения и особенности французской  «новой волны»

Культура потребления послевоенной Франции, перенасыщенная «папиным кино» (неофициальный термин, который был введён режиссёрами «новой волны» для обозначения устаревшего кино, которому они противопоставляли своё творчество), очевидными коллизиями в художественных фильмах, примитивными детективами, экранизациями Бальзаковских романов, создала вокруг себя плодотворную почву для реформ и трансформации кинематографа. Начинающие режиссёры-бунтари, которые разозлились на текущее положение дел, обеспечили мировому кинематографу новое развитие. Начинали они с критики и теоретических систем, а практические эксперименты были продолжением. Это был  период конца 50-х и начала 60-х годов. Представителями стали не профессиональные режиссёры, а кинокритики и документалисты, которые перевернули кинопроизводственный процесс и выработали новые концепции. «Новые волны» распространились по всему миру, но, как правило, выделяют только французскую и чехословацкую кинематографии. 

Операторской работе стала отводиться ещё бóльшая роль в ходе новых опытов съёмки:  постоянная смена планов, взаимодействие с актёрами, танцующая камера, которая приобрела своё значение в повествовании. Безусловно, такой возможности «новая волна»  обязана техническому прогрессу, появлению ручных камер (например, таких как Panaflex). Благодаря этому режиссёры смогли отказаться от павильонов и снимать вне зависимости от студий. Это приближает к первому пункту, который связывает принципы массовой культуры и новой французской волны — доступности. Теперь не только готовый продукт стал доступнее, но и сам процесс съёмки: не только смотреть, но и снимать и сниматься в кино мог любой. Это значительно расширило кинематографическую деятельность, которая перестала считаться элитарной, требующей больших вложений. 

Значение массовой культуры 

«Но эта массовая культура не заслуживает высокомерного презрения. Массовая — она и есть настоящая и представительная, а элитарная, авангардная культура состоит при этом серийном производстве духовных ценностей лишь как экспериментальная лаборатория» [2].

Аспект, на который стоит обратить внимание в сопоставлении и поиске совместимости — это канонизация и то, что остаётся с течением времени. М. Гаспаров приводит убедительные примеры в статье «Историзм, массовая культура и наш завтрашний день», когда говорит о музейных экспонатах: сейчас они имеют для исследователей огромное значение, а несколько веков назад считались абсолютно естественными атрибутами быта. Канон, как известно, определяется временем, часто это может быть делом случая или обусловлено историческими обстоятельствами [3]. 

Что-то можно отнести к культуре элитарной, но нельзя гарантировать того, что статус произведения не изменится. Например, лента «На последнем дыхании» — признанное проявление высокого искусства, то, что спустя 62 года не утратило своей актуальности и важности для кинозрителя, но при этом оставалось частью массовой культуры для поколения шестидесятников. 

«На последнем дыхании» Жан-Люк Годара: часть массового сознания тогда — канон сейчас 

Режиссёры современности нередко говорят о влиянии работ «новой волны» на их творчество. «На последнем дыхании» Жан-Люк Годара (1960) — сразу стал символом нового направления в киноискусстве, манифестом французской «новой волны», хотя из более позднего комментария режиссёра станет ясно, что успех картины не был предсказуем:

«Я думал, что снимаю что-то вроде про­должения “Лица со шрамом”, а потом посмотрел и увидел, что это больше похоже на “Алису в Стране чудес”» [11]. 

«На последнем дыхании», реж. Жан-Люк Годар, Impéria Films, Société Nouvelle de Cinéma 1960

Опыт Годара показателен, поскольку в своих картинах он умело играет с элементами «массового сознания» французов и новаторскими приёмами. В контекст настоящего встраиваются актуальные темы, проявляющиеся в деталях портретов героев. Один из частых сюжетов — это подмеченный за французами интерес к американской культуре. Патрисия — неслучайно американская студентка. Одержимость Пуакара молодой девушкой противопоставляется молодому поколению французов, вдохновлённых и даже помешанных на американской моде. Также главный герой — поклонник Хамфри Богарта, американской звезды золотого Голливуда. 

Кока-кола, джаз, джинсы, постеры с кинозвёздами и другие элементы можно проследить ещё в короткометражных работах Годара, например: «Всех парней зовут Патрик» с постером Джеймса Дина и узнаваемыми композициями будущей ленты «На последнем дыхании».

Этот мотив отразит и Бернардо Бертолуччи в своей оде французской «новой волне» с многочисленными оммажами — «Мечтателях» (2003). Само влияние подробнее описано в работе Ричарда Вайнена «Долгий ‘68: Радикальный протест и его враги», где упоминается не оставшаяся без внимания молодых кинематографистов политическая повестка. 

Криминальный сюжет не следовал типичному вектору для боевиков: зрители увидели другой тип героя, рваный монтаж, сломанную «четвертую стену», диалоги, визуальные эксперименты с аллюзиями на нуар, новаторское видение и важный элемент для кино шестидесятых –– угон машины. Работа Годара с момента выхода была в центре внимания как среди зрителей, так и среди критиков, лента была удостоена приза за режиссуру на Берлинском кинофестивале. Сейчас интерес не угасает: картина приводится в пример в киношколах, часто упоминается в различных интернет-изданиях, в 2020 году была новая 4к-реставрация в честь 60-го юбилея, прошли показы и лекции во многих кинотеатрах России. 

Трансформация кинематографа и теоретическая база

Может, нашему поколению нелегко разбираться в вопросах деления культуры на высокую и низкую по причине того, что временнáя дистанция слишком короткая? Серьёзное осмысление кинематографа началось не так давно. После Второй мировой войны на смену пропагандистскому кино пришла другая эпоха: итальянский неореализм. В то время активно развивался жанр документалистики и начал рассматриваться сам феномен «авторского кино», стали публиковаться работы заявивших о себе теоретиков кино. Кинематограф перестал носить исключительно развлекательный характер.

Об этом пишет в своём эссе «Рождение нового авангарда: камера-перо» Александр Астрюк, один из первых теоретиков кино, французский актёр и режиссёр: «Уточним. Кинематограф, проще говоря, находится на пути превращения в выразительное средство, каковым до него являлись все остальные искусства, в частности, живопись и проза» [4]. Происходит изменение самого статуса кинематографа, он становится инструментом выражения мысли автора [5], который передаёт своё сообщение на экран. Способы повествования приобретают определённую форму, порой равносильную или превалирующую над содержанием, подобно работе над литературным произведением. Искусство кино не должно быть в плену всех предрассудков, несмотря на доступность и приобретённую популярность. «Ни одно направление не должно быть закрыто для кино» [6].   

«Четыреста ударов», Франсуа Трюффо: превращение теории в практику

Об авторской работе и её исключительности как нельзя лучше скажет Франсуа Трюффо и его дебют в полнометражном кино —  «Четыреста ударов», положивший начало французской «новой волне». Воплотив свой ранний опыт, детские травмы в образе главного героя, он создал символ бунтарства, представителя «дерзкой молодёжи», Антуана Дуанеля. Здесь можно найти сходство с дневниковыми записями, с личным письмом — не секрет, что мемуаристика всегда пользуется популярностью.

«Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо, Les Films du Carrosse, 1959

«Четыреста ударов» –– это также показательный пример фильма, полюбившегося и зрителям, и критикам, который стал победителем Каннского кинофестиваля 1959 года. Новаторские приёмы недогматической «новой волны» — легко перемещающаяся по улочкам Парижа камера, мрачность бунтаря Антуана, который обращается непосредственно к зрителю. Этот взгляд разрушает кинематографическую иллюзию и лишает зрителя привилегированного положения наблюдателя драмы. «Новая волна» позаимствовала этот приём у И. Бергмана, с 60-х годов взгляд с той стороны экрана получил постоянную прописку в кино [7]. Тогда Трюффо был в первую очередь известным кинокритиком, продолжающим развитие идей теории авторства Астрюка вместе со своими коллегами, он декларировал первенство авторов в кинематографе, выражение индивидуальности в произведении, которое должно быть превыше производственных норм и укоренившихся доктрин «папиного кино». 

«Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо, Les Films du Carrosse, 1959

Трюффо на практике доказывает свою теорию о единственном возможном способе создания кино — авторском. Роль автора первостепенна, как в работе над содержанием, так и над формой. Трюффо подарил поколению бэби-бумеров нужного героя, с которым они могли себя отождествить, чья история тогда откликнулась массе зрителей, а на сегодняшний день стала каноничной. Сейчас картина регулярно показывается французским школьникам, в российских кинотеатрах авторского кино является неотъемлемой частью репертуара. Отдельное внимание отведено образу Парижа — фанаты ленты воссоздали карту перемещений Антуана по городу. В 2018 году проходила выставка Светланы Ивановой в Париже, которую посетил Жан-Пьер Лео, сыгравший роль Антауана Дуанеля.  

Одно не может существовать без другого: влияние независимого кино на массовую культуру

«Культура в целом –– орган коллективного сознания, мозг общества. Она накапливает и хранит информацию. Но ещё важнее её другое свойство: она имеет способность увеличивать объём информации. В этом смысле культура проявляет себя как “думающее устройство”» [8]. Установить, что  французская «новая волна» –– часть массовой культуры, будет нечестно и ложно. Она не встроена в формулу массовой культуры. «Понимание кино как искусства активных воздействий на массы зрителей и вытекающая отсюда высокая эстетическая и творческая взыскательность художника, особенно необходимая из–за чрезвычайной выразительности, достоверности («фотографичности») изображения» [9]. 

Выделим два важных обстоятельства, которые свидетельствуют о влиянии французской «новой волны» на кинематограф массовой культуры. Первое –– это достижение «Нового Голливуда», прямое наследие французских коллег, просуществовавшее десятилетие с конца 60-х. Авторское кино уже получило признание со стороны зрителей, к этому добавилась поддержка и финансирование компаний, которые занимались тиражируемыми проектами. Такое внимание со стороны крупных киностудий было обусловлено кризисом в кинематографе США: типичные картины с конвейера наскучили американскому зрителю. Настала эра стилистически и жанрово разного нового кино: таких режиссёров, как Роман Полански, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Стэнли Кубрик, Вуди Аллен. Их работы считались и финансировались как мейнстримные, но, тем не менее, большинство картин относятся к высокому искусству и не теряют своей актуальности. 

«Таксист», реж. Мартин Скорсезе, Columbia Pictures, 1976

Вторым важным моментом является то, что французская «новая волна» распространила культуру цитирования, обеспечив себе бессмертное будущее. Режиссёры «новой волны» смело обращались к литературным работам, классическим фильмам, произведениям искусства, оставляя в своих картинах разные отсылки, реминисценции.

Они использовали свою систему знаков и символов, которая срабатывала в зависимости от пребывания зрителя в нужном культурном и историческом контексте. Для интеллектуалов это кино никогда не будет скучным, не говоря уже об отличительном визуальном стиле.

К тому же, у французской «новой волны» огромный арсенал экспериментов и новаторских приёмов, поэтому её проникновение в массовую культуру видимым или невидимым образом –– неизбежно. Режиссёры современности не перестают пользоваться выработанными методами режиссёров-бунтарей, даже если зритель того не подозревает. В профессии сохранилась тенденция, когда профессиональное образование не является обязательным, преимущество за практикой и насмотренностью: в кино пришли гении современного кинопроизводства, такие как Кристофер Нолан, Квентин Тарантино, Пол Томас Андерсон, Питер Джексон, Стивен Спилберг и многие другие. 

Заключение 

Важно отметить, что произведение независимого творчества может и не являться фактом массового сознания, но оказывать влияние на формирование «мейнстрима» и запросов культуры потребления. Вряд ли современный зритель, который далёк от высокого искусства и не прочь посмотреть любой предложенный ТВ-программой продукт, оценит работу такой же схемы 50-х годов. Есть значительный рост потребностей зрителя, информационное поле сейчас и полвека назад — две совершенно разные истории, не говоря уже о техническом прогрессе. «Искусство динамично по своей природе, и каждое новое значительное произведение требует нового понимания, новых идей, нового взгляда. Каждое новое значительное произведение искусства застаёт аудиторию врасплох, поражает неожиданностью и раздражает непонятностью» [10]. 

 

Примечания:

[1] Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М.: Медиум, 1996. 
[2] Гаспаров М. Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день //Филология как нравственность. — 2012. — С. 173–180. 
[3] Там же. 
[4] Alexandre A. Naissance d'une nouvelle avant-garde: la caméra-stylo // L'Écran français. — 1948. — №. 144.
[5] Там же.
[6] Там же. 
[7] Журавлева Ю. В. К возможной онтологии кино: феноменология тела М. Мерло-Понти // Технологос. — 2018. — №. 4. — С. 85–94.
[8] Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном Текст. — 1994.
[9] Базен А. Что такое кино? [: сб. статей]. — М.: Искусство, 1972. — 382 с.
[10] Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном Текст. — 1994. 
[11] «Лицо со шрамом» — классическая криминальная драма Говарда Хоукса и часть массовой культуры Америки тридцатых годов, позже ставшая эталонной для фильмов этого жанра. Можно сказать, что с работой Годара произошло нечто подобное. 

 

Материал подготовила Кристина Инякина
Редактировали Лана Беленькая, Александра Костина