Египтомания в Эрмитаже
Вопрос: возможно ли в снежный декабрь с головой окунуться в таинственный и манящий мир Египта? Ответ даст Эрмитаж: пространственно-временное перемещение по цене входного билета. О выставке, которую стоит посетить всем «египтоманам» — в нашей статье.
Если вы погрязли в лавине событий под конец года, выпустив из поля зрения всё, что напрямую с вами не связано, то позвольте рассказать об одном интересном факте из хроники научно-культурной жизни. 2022 год — юбилейный для такой захватывающей области, как египтология. Двести лет назад французский востоковед, а в дальнейшем египтолог Жан-Франсуа Шампольон представил дешифровку египетских иероглифов, что, в сущности, положило начало всей дисциплине.
Тяга к Египту и присущему ему стилю, возможно, знакома многим: будь то увлечение египетским пантеоном богов в детстве или более углубленное изучение в старшем возрасте. Даже на самом любительском уровне египетская эстетика — по крайней мере то, что в массовом сознании представляется таковой, — в кино, литературе, моде и архитектуре влечёт своей инаковостью, яркостью и необъяснимым дыханием времени. И если интерес к истории древней цивилизации вам близок, будьте уверены — в ретроспективе вы вполне бы нашли точки соприкосновения со своими предшественниками.
Захватив умы людей ещё с древности, «египтомания» стала самым продолжительным «восточным» увлечением в истории, следы которого можно обнаружить на протяжении всего развития европейской культуры. Именно этому феномену и посвящена обширная, собравшая под своим крылом экспонаты из более чем десяти музеев, выставка, развёрнутая с конца октября в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца.
После роскоши елизаветинского стиля на Парадной лестнице переход в Аванзал представляет ощутимую смену атмосферы и даже времени. Размещённые здесь экспонаты рассказывают о библейских и античных источниках египтомании — того, откуда только-только начинало черпать знания о Египте средневековое европейское общество.
Завораживает рассматривать полотна, а также различные предметы архитектуры и ювелирного искусства, отразившие предание о Клеопатре и Антонии — история о победе Октавиана со временем мифологизировалась. Статуи Антиноя в виде Осириса демонстрируют, как проходил диалог греческой и египетской культур. Другие экспонаты (например, такие как эскиз Ильи Репина «Избиение первенцев египетских») раскрывают египетские мотивы и сюжеты из Библии.
Если обойти малахитовую ротонду, находящуюся в центре зала, то можно обнаружить переосмысленных на совершенно непривычный манер сфинксов эпохи Ренессанса: у статуй появились детально проработанные лица и искусно вырезанные причёски на женских головах. И, разумеется, это не последние сфинксы на выставке.
В следующем зале стену по правую руку занимают витрины с предметами прикладного искусства. Тяжёлые резные подсвечники с фигурами египтянок, большие расписные вазы, искусные ожерелья и роскошные с позолотой часы чередуются с картинами, изображающими величественность египетской культуры, её древность и монументальность, на её фоне человек — песчинка. Очарованные экзотикой чужой культуры художники зачастую создавали немного романтизированные образы.
По левую сторону можно найти образцы мебели, вдохновлённые египетской эстетикой, здесь же помещаются миниатюрная пирамида, ансамбль древних статуэток, а посередине зала — смысловой и содержательный центр выставки, то, чему она посвящена изначально.
Трёхлетний египетский поход Наполеона Бонапарта — стенды с обмундированием и зарисовками сражений отделаны яркой красной драпировкой, — вероятно, можно назвать неудачным с военной точки зрения, но в культуру он привнёс многое. Множество французских исследователей тогда были направлены в Египет с целью изучить его культуру и наследие. Так было создано грандиозное «Описание Египта» — плод труда многих учёных и художников, где рассказывалось о жизни страны и приводились изображения многих памятников. Публикация этой работы также послужила важной предпосылкой к созданию египтологии.
Наполеоновский поход для истории египтомании ценен ещё тем, что был обнаружен, так называемый, Розеттский камень. Используя тексты именно с этого камня, Жан-Франсуа Шампольон работал над расшифровкой иероглифов. Раздел, рассказывающий об этом, даёт возможность взглянуть на работы предшественников Шампольона, последующие словари по египетскому языку, а также самые настоящие древнеегипетские памятники: таблички и папирусы с разными видами письменности. Даже несведущему человеку заглядеться на них очень просто — настолько они самобытны.
Звездой всей выставки можно назвать поразительный сервиз, занимающий внушительное пространство в зале. Название у него соответствующее — Египетский, а состоит он из 136 предметов. Созданный к египетской кампании Наполеона, он был подарен затем Александру I в честь заключения союза между Россией и Францией. Именно на выставке в Зимнем дворце сервиз впервые представлен в полном комплекте. Каждый предмет расписан тонко и изящно, орнаменты совершенно неповторимы, как и палитра: в большинстве это чёрный и золотой. Вся композиция занимает около пяти метров, а её центром и главным украшением служат уменьшенные копии храмов Древнего Египта из белого мрамора.
Довольно логично выставку завершает раздел с русской египтоманией, в частности аспекты египетского влияния на облик Санкт-Петербурга. Серии фотографий, гравюр и рисунков позволяют рассмотреть этот процесс внимательнее и наводят на мысль, что, возможно, если взглянуть на город внимательнее, можно обнаружить много «египетских» кодов.
Чем особенно уникальна выставка, так это многогранностью своего содержания. Она успешно проводит посетителя по обескураживающе всеохватной истории египтомании, придавая прогулке целостный и структурированный характер. Кроме того, её содержание позволяет увидеть, как воспринимали египетское наследие и жизнь , и одновременно то, какими они не были под слоем переработанных сознанием чужестранцами образов. Для любителя это путеводитель по закулисью эпох следом за путеводной нитью египтомании.
Выставка в Эрмитаже продлится с 28 октября 2022 по 9 апреля 2023 года.
Билеты можно приобрести здесь.
Материал подготовила Маргарита Лежнёва.
Редактировали Антонина Садкова и Александра Костина.