• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Выставка, чтобы быть»

До 11 декабря в креативном пространстве «Брусницын» открыта выставка «Звук и тишина Востока». О том, что исследует выставка и как зритель становится частью этого исследования, читайте в нашей прогулке-рецензии.

«Выставка, чтобы быть»

Фото Веры Макаровой, коллаж Лии Тур

Креативное пространство «Брусницын» расположено за «Севкабель Портом»: чтобы туда попасть, нужно идти пятнадцать минут от автобусной остановки по морозному воздуху, минуя индустриальные здания бывшей гавани. Повернув во двор, проходите мимо баров и кафе — и слева вас будет ждать Брусницын-холл. Здесь в рамках фестиваля «Даира-фест» проходит выставка «Звук и тишина Востока»

Оказавшись внутри помещения, вы сразу услышите непривычные западному человеку звуки и мотивы и постепенно начнёте ощущать, как приближаетесь к другому миру. Или к миру Другого.

Описание выставки рассказывает, как она сделана: представленные материалы были собраны в ходе антропологических экспедиций по России и странам Центральной Азии. Попадание антрополога в поле сравнивается здесь с нашим походом от остановки до «Брусницына». Как исследователь проделывает большой путь до места сбора материала, так и мы долго приближаемся к началу выставки. Значит ли это, что на ближайшее время мы тоже станем антропологами?

Но вот уже не терпится заглянуть за занавес и оказаться в том мире. В первом коридоре раскачиваются колокольчики, которые можно специально подтолкнуть или задеть головой, пройдя под ними. На выставке вообще можно трогать всё что угодно. Никаких запретов нет: взаимодействуйте со всем, что вы видите и слышите.

«Она [выставка] построена не по принципу “как нам рассказать о какой-то существующей коллекции или каком-то архиве”, она изначально построена именно как путь человека, продумана как некий маршрут пользовательского опыта. И на основе этого опыта и этого пути [выставка] наполнялась уже теми кусочками материалов экспедиций, которые у нас накопились за многие годы. И вот это соприкосновение, эта интерактивность — что ты не просто смотришь, ты участвуешь [...], — это всё, с одной стороны, вовлекает зрителя, даёт возможность быть участником и чувствовать свою включённость и в то же время даёт дополнительную возможность перенестись в другие культуры и другие пространства, немножко отключиться от всего привычного», — рассказывает создательница выставки Ксения Диодорова.

С непривычным мы познакомимся в следующем зале — в Галерее Пустоты рассказывается, как отличается восприятие тишины западным и восточным человеком. Правда, тишины тут нет: со всех сторон звучат композиции из будущих галерей, и хочется поскорее попасть туда. Или это западное мышление заставляет скорее предвкушать звук, чем пытаться прожить тишину.

Галерея Разговора, вопреки названию, посвящена словам, произносимым в одиночестве — точнее, в отсутствие других людей. Здесь висят потрёпанные коврики для намаза и звучат молитвы мусульман на арабском языке. Чуть дальше висят листы со словами, обращёнными к Богу (уже на русском). Эти слова оказываются близки даже тому, кто не верит в Аллаха: волонтёрка Ева, проверяющая билеты, говорит, что Бог для всех один. Зрителю предлагается написать своё обращение к Богу при помощи телеграм-бота. Это помогает приблизиться к тем, о ком рассказывает выставка. А так ли далёк этот Другой?

«Мы в своих молитвах, просьбах и мечтах формулируем очень похожие вещи. И через эту галерею мы говорим: да, это о Востоке, и да, это в том числе об исламе и о мусульманах, но посмотрите, что и у вас могло бы быть такое же письмо к Богу», — объясняет Ксения.

В следующем зале — Галерее Снов — стоят топчаны, на которые можно забраться и, надев наушники, послушать колыбельные мусульманских народов России. Эти колыбельные сопровождаются красивыми видеоисториями, проектируемыми на купол.

«В чеченской колыбельной мать делится своими переживаниями, тяготами и заботами с ребёнком, и такая колыбельная принимает некую форму исповеди, и это тоже такой внутренний голос, обращённый к ребёнку», — отвечает Ксения на вопрос о том, что объединяет молитву, сон и танец, с которыми мы взаимодействуем на выставке.

Вся выставка оказывается посвящённой диалогу. Перед первым заходом за занавес кажется, что диалог будет выстроен между своей и чужой культурой, но, продвигаясь всё дальше, мы начинаем чувствовать, что это диалог лично с нами, а главное — что и мы можем стать его инициатором. Как мусульмане обращаются к Богу или как матери поют колыбельные своим детям, так и мы можем что-то сказать.

В последнем зале вновь предоставляется такая возможность. В углу стоят пять табуреток, а рядом с ними висят наушники. С их помощью можно послушать аудиозаписи сообщений пяти человек о фольклоре, вере и родных. В конце каждой записи звучит вопрос, обращённый к слушателю: «А как бы жили вы, если б жили, как хотели? Что ты делаешь на этой земле?» Ответы можно записать голосом и оставить в телеграм-боте — по окончании выставки они будут отправлены задавшим их людям. Напротив табуреток висят зеркала — отвечая на вопросы, слушатели видят своё отражение.

В центре этого же зала стоит большая ротонда. Если зайти внутрь, то на стенах можно увидеть проекции танцующих суфиев. В суфийских практиках движение — один из важнейших способов постижения Бога. 

«Здесь люди проводят много времени. И это очень круто. [...] Это то, каким это и задумано. Ротонда, Галерея Уединения, — мне хотелось, чтобы туда приходили люди после работы, там зависали, отдыхали и чувствовали себя хорошо. Многие посетители говорят о том, что они чувствуют себя, как будто они в гостях, в гостеприимном тёплом доме. [...] И что здесь хочется быть. И получается, это не выставка, чтобы посмотреть, а выставка, чтобы быть. И проживать себя в том, с чем ты соприкоснулся», — отвечает Ксения на вопрос об отзывах посетителей.

Удивительно, что ротонда названа Галерей Уединения, ведь внутри нас окружает чуть ли не толпа людей, фигуры которых проецируются на стены. Но именно там оказываешься наедине с собой. Когда молча сидишь под высоким куполом, то восточное понимание тишины оказывается всё ближе. Выстроить беседу с кружащимися суфиями сейчас невозможно, и остается обратиться внутрь себя — так рождается новый диалог.

«Говорят, если узреть Бога в звуке, это и есть истинное изображение Бога», — вспоминаются слова, прочитанные в Галерее Разговора.

А ваши мысль, чувство и вера сильнее в звуке или в тишине? Ответить на этот вопрос кажется очень трудным. Но почувствовать и услышать его можно.

На выходе с выставки вспоминается, что в начале пути мы ненадолго стали антропологами. А кому было посвящено это исследование?

 

Выставка «Звук и тишина Востока» открыта до 7 декабря в Креативном пространстве «Брусницын» (Кожевенная линия, 30). 
Вход — 500 р.

 

Материал подготовила Вера Макарова.
Редактировала Елизавета Шафранская.