Живопись Герхарда Рихтера и портреты современного кино Германии
Немецкоязычная визуальная культура предлагает кинофильмы под всевозможные настроения и интересы. На примере трёх картин последних лет расскажем, как режиссёры видят историю искусства своей страны, жизнь современной берлинской молодёжи и одну из крупнейших трагедий XX века.
Работа без авторства
Режиссёр Флориан Хенкель фон Доннерсмарк. ARD Degeto Film GmbH. 2018
Фильм будет интересен всем, кто интересуется историей послевоенной Германии, а также тем, кто увлекается генезисом современного искусства. В особенности той его частью, которая затрагивает вопрос о новом художественном видении. Сюжет основан на жизни знаменитого, ныне здравствующего немецкого живописца Герхарда Рихтера, становлении его как автора, для которого характерны радикальные формы самовыражения через визуальные образы.
Что вообще значит «художник», откуда он берёт своё начало? Конечно, в разные периоды эта профессия имела ряд всевозможных значений. В эпоху (вторая половина XX века), о которой повествует Доннерсмарк, в Германии активно работала Дюссельдорфская академия художеств. Из её стен выходили художники в неклассическом понимании этого слова, но в абсолютно авангардистском, свободном. Здесь преподавали лучшие мастера послевоенного времени, ныне считающиеся классиками современного искусства. Отдельное внимание уделяется фигуре Йозефа Бойса, известного своими дерзкими перфомансами.
Посыл фильма — делай то, что нравится до тех пор, пока не найдёшь свой голос в полифоническом мире искусства, даже если тебя заставляют быть послушным винтиком с кисточкой в большой машине. Фильм дважды номинирован на премию «Оскар» — за лучшую операторскую работу и лучший фильм на иностранном языке.
Уроки фарси
Режиссёр Вадим Перельман. Hype Film, LM Media, Беларусьфильм. 2020
Фильм повествует о Второй мировой войне, в частности, о катастрофе Холокоста, когда еврейское население систематически преследовалось и уничтожалось. Главный герой, молодой человек по имени Жиль Кремье, попадает в концентрационный лагерь нацистской Германии. Чтобы избежать смерти, он притворяется персом и начинает преподавать персидский язык Гауптштурмфюреру Клаусу Коху, работающему в лагере. После войны Кох планирует открыть ресторан в Тегеране.
Загадка фильма в том, что Жиль никогда не знал персидского языка. Он мастерски выдумывает слова, выдавая их за фарси. Получив доверие от начальства, Кремье открываются доступ к кухне, работа не в каторжных лагерных условиях, и, самое главное, гарантия сохранения жизни. Постепенно между Кохом и Кремье возникают доверительные отношения, Клаус рассказывает некоторые личные подробности Жилю, но всё это происходит в атмосфере общего ужаса, царящего в концлагере.
Кремье постоянно чувствует вину за то, что он находится в более удачном, приближённом к начальству положении, и одновременно наблюдает за страданиями других евреев. Удастся ли ему, путём лжи и изворотливости, сохранить свою жизнь? И где будет применять свой «фарси» Клаус Кох?
Тридцать
Режиссёр Симона Костова. Deutsche Film — und Fernsehakademie Berlin. 2019
Кино для расслабляющего вечера: при просмотре не требуется думать и напрягаться. Порой кажется, что этим двум правилам следуют и главные герои ленты: праздное шатание по городу, бессмысленные разговоры, общее настроение безделья — основные мотивы фильма. Здесь можно прочувствовать атмосферу жизни современной берлинской молодёжи из модного района на юго-востоке города: чем она наполняет свои дни, о чём беспокоится (ведь должна о чём-то, точно!), куда ходит, на что обращает внимание.
С первого взгляда может показаться, что персонажи фильма (в особенности Овюнч — главный герой, которому, собственно, исполняется 30 лет) депрессивны. Его фраза — «Я ничего не чувствую, даже боли больше не чувствую» — довольно полно описывает то, что стремится сказать режиссёр о поколении миллениалов. Они обитают в скромных квартирах практически без мебели, проводят время в ночных клубах. Это их образ жизни.
Во время просмотра постепенно понимаешь, что в этом заключается некая глобальная тенденция — ценности и мотивы поколения тех, кому около тридцати, или немного за тридцать, схожи во всём современном мире [1]. Конечно, кто-то может посчитать их инфантильными. Во всяком случае, они не приносят никому вреда. Кажется, что именно это и хочет передать Симона Костова — историю людей, живущих своей жизнью.
Примечания
[1] — Петрик Г. «Тридцать» — Бархопинг и самокритика. https://seance.ru/articles/dreissig-review/ (дата обращения: 08.11.22)
Материал подготовила Анна Хачатурян.
Редактировал Андрей Орлов.