«Что значит для меня Достоевский? Да всё!»
Может ли читатель классики стать её соавтором? Какие средства, доступные художнику, позволяют передать мерцающую прелесть мира Достоевского и обнажить новые грани литературных образов? О выставке, которую нужно поторопиться увидеть, рассказывает Елена Хохлова — сотрудница музея Ф.М. Достоевского.
19 сентября в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского открылась выставка работ Валерия Бабанова «Поиск своей тональности». Выставка встречает гостей на входе в музей: перед экскурсией по основной экспозиции или после неё можно заглянуть в небольшой выставочный зал сразу возле лестницы, по которой когда-то поднимался самый петербургский писатель. Зал полностью преобразился к открытию новой выставки: некогда ярко-голубые стены окрасили в графитно-серый. Здесь гости могут дополнить впечатления от экскурсии или оживить свои воспоминания о героях Достоевского, а также познакомиться с уникальной художественной техникой Валерия Бабанова — монотипией.
Профессиональная деятельность Валерия Бабанова всегда была связана с издательским делом — оформлением книг и альбомов. Однако всю жизнь художник искал собственный метод, возможность максимального самовыражения. В результате этих поисков он пришёл к технике монотипии как наиболее близкой ему по натуре, позволяющей схватить и в полной мере передать образы, соответствующие его творческой мысли.
Традиционно монотипия относится к видам печатной графики, но на самом деле она совмещает в себе два вида искусства — саму печатную графику и живопись. Процесс её создания прост: на гладкую поверхность красками наносится рисунок, который переводится на бумагу с помощью офортного станка. Такой оттиск может быть получен лишь в единственном экземпляре, оставаясь авторским художественным произведением. Особенность такого способа печати отразилась и в названии техники: «монотипия» происходит от греческих слов «monos» — один, и «typos» — отпечаток.
Главное достоинство монотипии — её легкость, которая делает доступными любые художественные эксперименты. Важную роль здесь играет фактура материала. Художник может наносить масляные, акриловые или акварельные краски на отполированную металлическую пластину, стекло, оргалит, пластик, дерево, картон, кальку или холст, разводя эти краски водой, клеем или же яичным белком. Наносятся краски кистями, тампонами, губкой или просто пальцами. Насыщенность и цвет тона зависят не только от пигмента и его концентрации, но и от силы и времени прижатия доски с краской к листу. Монотипии свойственен неповторимый «алхимический» эффект: мельчайшие частицы красок проникают друг в друга, но не смешиваются в один цвет, чего невозможно добиться при помощи кисти. За это монотипию ценят многие художники, но для них она чаще всего становится лишь «пробой пера» на пути к собственному творческому методу.
Однако для Валерия Бабанова монотипия стала главным художественным средством. В качестве основы художник выбрал идеально гладкое оргстекло, на которое он наносит рисунок масляными красками, разведёнными керосином и растительным маслом. Мягкие беличьи кисти, которые используются для рисунка, он какое-то время вымачивает в растворителе, чтобы они были более восприимчивы к красителю. Это позволяет художнику продлить время создания рисунка, которое очень коротко: монотипия создаётся максимум час, а в среднем — всего 10 минут.
«Когда делаю монотипию, долго “гоняю” краску по стеклу, иногда сразу получается, а иногда долго ничего не выходит. Когда хочешь понравиться — всё, загубил работу… Я просто дышу, руки сами делают», — так говорит о своём методе Бабанов в интервью куратору выставки. Кисть отзывается на любую фантазию художника, на каждый поворот, каждое движение его руки. Автор может даже смягчить линию, проведя тканью или пальцем поверх рисунка. Законченное произведение Бабанов печатает на мокрой акварельной бумаге, и вся краска должна впитаться в неё, что позволяет сохранить малейшие оттенки, малейшие колебания тона.
На выставке представлены и ранние работы художника, и его монохромные монотипии. Чуткость автора к художественному слову и тонкое понимание текстов Достоевского отражаются в подчас неожиданных названиях, которые Бабанов даёт своим работам и которые являются неотъемлемой их частью, предлагая новые трактовки произведений. На открытии выставки внимание публики привлекла одна из последних композиций Бабанова, на которой пять ритмичных ударов кисти, уходящих в глубь полотна, превращаются в пять призрачных женских фигур, исчезающих в бескрайней снежной дали, благодаря одному лишь краткому названию — «Декабристки».
Валерий Бабанов, внимательный и тонкий читатель Достоевского, посвятил ему немало своих работ. «Что значит для меня Достоевский? Да всё!» — заявляет художник. И в этом не позволяют усомниться его рисунки, выражающие глубокое понимание текстов писателя: Бабанов с удивительной пронзительностью изобразил и трагедию «маленьких героев» Достоевского — будущего поэта Макара Девушкина и юной Вареньки Добросёловой, — и бешеный вихрь рулетки в игорном доме Рулетенбурга, и пристальный взгляд Хромоножки, и демонический лик Ставрогина. Передать мерцание, вибрацию, иллюзорность этих образов художнику помогла монотипия, о которой художник говорит с присущей ему проницательностью: «Монотипия — мимолётное впечатление, удавшаяся поэтическая строка, восторг, прилив сил или, наоборот, печаль. В ней недосказанность, затаённость. Сколько в ней ещё тайн, которые я не знаю…».
Выставка «Поиск своей тональности» будет открыта в музее до 23 октября. Вход бесплатный по музейному билету, который стоит 250 рублей (100 рублей по студенческому билету).
Материал подготовила Елена Хохлова.
Редактировала Елизавета Шафранская.