Арт-мир, или об искусстве в четырёх книгах
О деятелях искусства и их творчестве немало написано, начиная от школьных учебников по МХК и заканчивая многотомными изданиями для преданных почитателей. Но как устроен мир за музейной дверью с табличкой «Только для персонала»? Каким образом картина находит своего покупателя? Как в понятии «арт-рынок» совмещается возвышенность искусства и циничность товарно-денежных отношений? В этой подборке собраны книги, которые помогут найти ответы на эти вопросы.
«Завтрак у Sotheby’s: Мир искусства от А до Я» Филипа Хука
Искусствовед и сотрудник аукционных домов Sotheby’s и Christie’s Филип Хук называет свою книгу словарём. К каждой букве английского алфавита он подбирает понятие из искусства: например, «O» соответствует «Off-Days», что означает «Плохие дни хороших художников», а «C» — лаконичным «Collectors» / «Коллекционеры». Все фрагменты образуют пять глав, в которых раскрываются факторы образования цен на арт-рынке: личность художника, разница между сносным, хорошим и лучшим в искусстве, влияние критиков, аудитории, коллекционеров и многое другое.
Хук Ф. Завтрак у Sotheby’s: Мир искусства от А до Я. СПб.: Азбука, 2014.
«Галерея аферистов» Филипа Хука
Эта книга — своего рода учебник для тех, кому интересна история формирования арт-рынка. Как создаётся картина, ясно: о художниках написано немало книг и снято не меньше фильмов. Но что происходит с полотном между тем, как оно покидает мастерскую и оказывается на стене музея или в чьей-то частной коллекции? Филип Хук описывает историю арт-дилерства от Ренессанса до постмодернизма. Джозеф Дювин, братья Розенберг, династия ценителей живописи Вильденстейн и другие арт-дилеры — целая плеяда «поставщиков фантазии», как автор их называет, предстаёт перед глазами читателей, представляя разные подходы к продаже искусства и оценке неоценимого: той самой фантазии, воплощённой стараниями художников в виде мазков красок на холсте.
Хук Ф. Галерея Аферистов. СПб.: Азбука, 2018.
«Семь дней в искусстве» Сары Торнтон
Подробнее о том, как работает сложный механизм современного искусства, пишет публицистка и социологиня Сара Торнтон. Из семи репортажей, посвящённых времени расцвета арт-рынка, которое пришлось на первое десятилетие XX века, она создаёт подробный, по-журналистски точный портрет современного мира. Биеннале и выставки сменяются одна за другой, в стенах аукционного дома «Кристи» разыгрываются целые драмы в цифрах, а художники отказываются отвечать на вопрос о том, кто же они такие. Каждый репортаж посвящён отдельной стороне искусства, начиная от университетских стен, в которых художники оттачивают свой стиль, и заканчивая ярмарками, где уже известные мастера, такие как Такаси Мураками, обретают своих поклонников.
Торнтон С. Семь дней в искусстве. СПб.: Азбука, 2014.
«Беседы с кураторами» Терри Смита
Название книги вполне в точности отражает её содержание. Это сборник интервью, которые историк искусств, художник и куратор Терри Смит взял у своих коллег. В них кураторы таких музеев и галерей, как Музей современного искусства в Стокгольме, Фонд Prada, Художественный музей Мори, размышляют о судьбе современного искусства и людях, которые на него влияют. Собранные под одной обложкой, интервью формируют многогранный облик современной выставочной деятельности. Это уже не история искусства, но история его интерпретаций, или же история кураторства: ведь кураторство во многом и есть интерпретация.
Смит Т. Беседы с кураторами. М.: Ад Маргинем Пресс : Музей современного искусства «Гараж», 2021.
Материал подготовила Полина Казусева.
Редактировала Антонина Садкова.