• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Письмо от Бога», дерево и краски — персональные выставки художника Максима Дёмина

Московский художник Максим Дёмин, у которого мы недавно брали интервью, за последние три месяца открывает уже вторую персональную выставку в Санкт-Петербурге. Мы побывали на его новой экспозиции в центре арт-терапии «Villa Artis», заглянули в мастерскую художника, а также вспомнили впечатления от прошлой выставки Максима — «Lignum».

«Письмо от Бога», дерево и краски — персональные выставки художника Максима Дёмина

Фото Анны Хачатурян, коллаж Софьи Ткачук

Арт-центр находится в одном из дворов Гороховой улицы. Красная арка и зеркальная дверь ведут в небольшое полуподвальное помещение. Там сейчас и находятся работы Максима. Зритель сможет познакомиться с его новой минималистичной философско-религиозной инсталляцией — первой на творческом пути художника. 

Крафтовые конверты на прозрачной леске свисают с потолка — на каждом из них QR-код, при считывании которого прогружается цитата из Священного Писания, в которой Бог обращается к человеку. Некоторые посетители пытаются открыть конверты и посмотреть — что внутри? Кто-то сразу достаёт телефон и выбирает нужное приложение. От малейшего дуновения ветра конверты начинают вращаться вокруг своей оси — нужна выдержка, чтобы «дождаться» и прочитать послание. Либо уверенность и напор, чтобы суметь остановить конверт и взять процесс получения послания в свои руки. Кажется, в этом есть что-то символичное. Вокруг инсталляции, по периметру, представлены работы Максима, которые можно было увидеть на прошлых выставках, и новые, только открывающиеся для зрителя. 

За последние несколько дней мы часто обсуждали работы Максима Дёмина, и конечно, много смотрели на его картины, поэтому нам очень хотелось получить взгляд со стороны. На выставке Анне Смирновой посчастливилось взять комментарий у двух студенток СПбГУ, занимающихся искусствоведением. Яна Шевнина и Анастасия Коробова поделились своими впечатлениями, а также опытом изучения работ Максима

Я про творчество Максима писала в курсовой работе в прошлом году. А познакомилась с его произведениями через проект «Икона после иконы». В рамках этой экспозиции его работы выглядели самобытно. Я бы не сказала, что кто-то делает нечто похожее. Это современное христоцентрическое искусство, и Максим интересно работает с образами. Я чувствую в этом переосмысление реставратора — здесь считывается встреча с древним образом, которого почти не видно. И поэтому создаётся новое видение религиозного искусства.

Яна Шевнина

Так как я подписана на группу «Villa Artia», то заинтересовалась этой выставкой и решила пойти. Заодно пригласила Яну, потому что это её тема. Мне нравится, как в этом пространстве всё продумано — работ немного, в центре развешаны письма, горят свечи. Получается красный угол — красная арка и красная дверь, за которыми открывается экспозиция. Работы чем-то похожи на замасленные, закопчённые иконы XVII века — там тоже нет ликов, ничего не видно.

Анастасия Коробова

Анна Смирнова,
Студентка магистратуры «Глобальная и региональная история» Питерской Вышки

С февраля по апрель 2022 года в галерее АРТМУЗА проходила персональная выставка Максима — Анна Смирнова делится воспоминаниями о ней, а также о своём знакомстве с творчеством Максима.

С творчеством Максима Дёмина я впервые познакомилась в одной из социальных сетей. Существует большое количество пабликов, в которых пишут об искусстве и показывают картины, но в потоке информации глаз редко задерживается на чём-то — живопись скорее становится приятным дополнением к ленте новостей. Картины Максима заставляют останавливать взгляд и фокусировать внимание только на них. Цвета, материалы и жанр выделяют эти полотна среди работ других современных художников. 

В Санкт-Петербурге в начале февраля 2022 года открылась персональная выставка «Lignum», после посещения которой я поняла, что нельзя упускать возможность поговорить с Максимом лично, узнать подробнее про его путь и работу. На этой выставке были представлены объекты, в процессе созданиях которых, автор вдохновлялся руинированными памятники русского севера. Дерево (lignum — лат.) стало основным материалом — старые иконные доски, на которых осталась лишь малая часть изображения, и фрагменты ветхого забора. Большинство работ выполнены в трёх цветах — чёрный, серебряный и золотой, и редко появляется красный цвет. На контрасте с чёрным, золото и серебро создают эффект свечения, присутствия чего-то божественного: кажется, что если и представлять себе явление святого, то только так. 

Можно сказать, что в этих работах помимо самого художника, его философии и опыта реставрации, мы видим время, повлиявшее на древние иконы, первоначальных авторов старинных икон и эмоции от пережитого духовного опыта. Поразительно, что в процессе созидания работ происходит узнавание — образы без ликов и чётких деталей обретают контекст и историю благодаря знаниям о других иконах и церковной живописи.
Смотреть на переживание духовного опыта другого человека, казалось бы, сложно — мы только недавно (и то не все!) приняли переживание чужого эмоционального, личного и политического опыта, который выражается в искусстве. Но именно в работах Дёмина есть этот эффект — возможность увидеть религию, церковь и священные тексты глазами другого человека, поймать чужое внутреннее переживание и трепет.
 

Анна Хачатурян,
Студентка магистратуры «Визуальная культура» Московской Вышки

Автору культурного раздела Анне Хачатурян удалось посетить мастерскую художника. Разбираемся, где современный автор может найти вдохновение, что спрятано в мастерской — месте, обладающем неповторимой аурой искусства, граничащей с мистическим опытом.

Нечасто выпадает возможность побывать в мастерской художника. Ещё реже этот опыт можно сравнить с походом в церковь. Самое интересное в посещении этого места — ощущение того, что вход сюда открыт не для всех. Личный опыт соприкосновения с местом создания полотен, которые будут восхищать или вызывать споры у людей, запоминается надолго. Мастерская обладает некоторой мистикой. В случае с Максимом Дёминым к мистическому опыту подключается ещё и опыт духовный, религиозный. В небольшом, уютном помещении — не только личные работы художника. Здесь встречаются древние рамы от икон, фрески, принесённые на реставрацию, а также ранние работы, позволяющие ретроспективно проследить путь художника. С чего он начал, и к каким методам художественной выразительности пришёл на сегодняшний день? Ответ на эти вопросы можно найти в эклектичном визуальном мире мастерской Дёмина.

Спокойствие наступает практически мгновенно, и вы точно улавливаете атмосферу, которую невозможно спутать ни с какой другой — ауру искусства. Она здесь повсюду: на деревянных мольбертах и стенах, в разных рамах, от масштабных прямоугольников до совсем небольших кругов, в различных стилях и жанрах: от каноничной иконы до экспрессионизма.

Художник решил обратиться к религиозным мотивам в ключе абстракции и экспрессии совсем недавно. Его вдохновение — в декоративно-прикладном искусстве русского севера, живописи американского абстрактного экспрессионизма 1940-х годов, в венских модернистах Эгоне Шиле и Гюставе Климте, а также в русских импрессионистах начала XX века — Константине Коровине и Николае Фешине. Необычное сочетание порождает искусство, которые современный зритель может увидеть сегодня в галереях и арт-центрах по всей России. Художник экспериментирует с цветом, формой и образами. Дерево, металл, оконные рамы: в творческой лаборатории в ход идёт всё, через что можно передать ощущение современности. 

Зритель и автор существуют в постоянно трансформирующемся поле смыслов [М. Б. Ямпольский. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. — М.: РИК «Культура», 1993. С. 34], и каждый может свободно интерпретировать то или иное произведение искусства так, как пожелает. Мы лишь хотим познакомить вас с интересным и важным художником — мастером, который делает самобытные работы, подталкивающие к размышлениям об истории, культуре и самих себе.

Про новые проекты Максима и его выставки в других городах России вы можете узнать в его Telegram-канале — MaksimDeminArtist.

Вход на выставку бесплатный, а попасть на неё можно по предварительной записи. Больше информации можно узнать в группе центра арт-терапии «Villa Artis» — (https://vk.com/villaartis). Адрес: ул. Гороховая, 55.

 

Авторы Анна Смирнова и Анна Хачатурян
Редактор Андрей Орлов