• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Визуальная эстетика скейтбординга

Международный день скейтбординга традиционно отмечают 21 июня. Почему этот спорт набирает популярность по всему миру, в чём состоит его визуальная и идейная привлекательность и где обитают любители покататься на досках?

Визуальная эстетика скейтбординга

Фото charlesdeluvio, Erik Hansman (unsplash), коллаж Таисии Егоровой

  «Скейтеры — таинственно и часто невидимо присутствуют, делая город лучшим местом для жизни» [1].

Сегодня сложно найти какой-либо спорт, более вовлечённый в визуальную культуру и эстетику, чем скейтбординг. Он открыт практически для всех возрастов, не требует больших экономических затрат, позволяет быть частью локального сообщества, а места для тренировок расположены в городе. Немаловажно и то, что он гендерно нейтрален. Netflix выпускает фильм «Скейтбордистка» [11], а основатель школы скейтбординга, Никита Воронин, говорит, что сексизм – удел прошлого, и что данный вид спорта — для всех [10]. Скейтбординг берёт начало из культуры сёрфинга. Зародившись в 1940-х годах в Калифорнии, он распространился по всему миру, и по сей день остаётся одним из самых актуальных видов физической активности.

Скейтбордистка (2021), реж. Манжари Макиджани, Netflix

Городское пространство и связанная с ним уличная культура, начиная от стиля одежды и заканчивая музыкой в плейлистах — всё это сплочает людей, одним из приоритетов которых является возможность творческой реализации. Часто она находит выражение в фотографии и видео. «Это творчество в чистом виде», говорит Дмитрий Бравичев, чемпион России по скейтбордингу 2019 года» [10]. Американским скейтбордистам дают целые ангары, в которых они могут проводить музыкальные фестивали, организовывать выставки [12].
Фотографии скейтбординга могут быть как документальными, так и объектами эстетики [2]. Во втором случае они становятся привлекательными благодаря использованию различных линз (например, «Fish eye»). В интервью М. Джеффрису, английские скейтбордисты объясняют выбор так: «Использование объектива «рыбий глаз» для съёмки скейтбординга — это клише, но это оправданное клише, это один из лучших способов запечатлеть движение, опыт скейтбордиста.» [3]. «Существует эстетика, эстетика, которой придерживаются многие фотографы-скейтеры, включая меня... рыбий глаз искажает фотографию, делает её более драматичной, эффектной. Немного искривлённый объектив, дающий реальное ощущение движения.» [4]. Возможно, нарочито созданный эффект плохого качества применяется для придания определённой атмосферы 1990-х годов, когда скейтбордисты начинали записывать трюки на видеокамеры. Принципы съёмки скейтбордистов того времени показан в фильме «Середина 90-х» (2018). 

Середина 90-х (2018), реж. Д. Хилл, А24

Для записи трюков многими скейтбордистами сегодня применяются камеры из 90-х. Это можно заметить в местах большого скопления любителей катания на досках. «Я просто беру с собой камеру, когда собираюсь покататься на скейтборде. Просто снимаю происходящее, ничего не планируя» [5].  В этой непосредственности, плохом качестве визуальных материалов кроется уникальная по привлекательности эстетика бунтарского вида спорта. Я. Борден, профессор архитектуры и уличной культуры, отмечает, что в этом есть некое романтическое сопротивление нормам социума [6].

Короли Догтауна (2005), реж. Кэтрин Хардвик, Columbia/Sony

«Истинный секрет счастья заключается в том, чтобы проявлять неподдельный интерес ко всем деталям повседневной жизни, возвышать их с помощью искусства, вместо того, чтобы передавать их выполнение никому не нужной рутине» [7]. Современные скейтбордисты, как в России, так и за рубежом, снимают не только трюки, но и повседневность: запечатлевают обычные дни, вечеринки, и этим мало отличаются от своих предшественников периода 90-х и нулевых. Далее следует монтаж и сбор на совместный просмотр. Так, сообщество объединяет большое количество людей: не только тех, кто принимал участие в видео. Показы проходят в барах, домах друзей. Сегодня в Москве существует похожая культура — люди посещают тематические заведения, руководство которых, как правило, также является представителями сообщества, чтобы получить возможность пообщаться с единомышленниками, посмотреть трюки, вместе попрактиковаться. 

Allan Mas. Pexels

«Как города формируются человеческими телами, так и эти тела взаимно формируются пространствами, ритмами, логикой, деятельностью и атмосферой городской жизни» [8], пишет Р. Шустерман, американский философ, исследующий сомаэстетику. В центре этого направления — изучение связи телесного опыта человека с мышлением.
Локализуясь в определённых местах, скейтбординг с его уникальной визуальной эстетикой и свободой самовыражения преобразовывает пространство, заполняет его звуками стучащих об асфальт колёс, создаёт атмосферу спорта, увлечённости, молодости. В разных городах вокруг сообщества сохраняется примерно одинаковая атмосфера. Возможно, такое ощущение возникает потому, что стиль, поведение, взгляды на жизнь у субкультуры одни и те же, дерзкие, бунтарские и свободные. «Надевай то, в чём тебе удобно <…> Возможность быть собой — самое главное здесь. Свои чувства можно выражать через одежду и стиль катания» [10].
Объединённые общими интересами, они читают одинаковые комиксы, слушают рэп и хэви-метал [9]. Собираются скейтбордисты не только и не столько в специально предназначенных для них местах — скейт-парках с рампами. Часто их можно заметить на площадках у музеев (например, скейт-сообщество Барселоны локализуется у современного искусства MACBA), у памятников (места обитания скейт-сообщества Москвы — у памятника Ленину, станция метро «Октябрьская», а также у памятника Горькому, станция метро «Белорусская»). Один из самых знаменитых скейтбордистов, чемпион России Егор Кальдиков, замечает: «Москва — один большой скейт-парк» [10]. 

Скейтбординг — это не только спорт, но и повседневный стиль жизни. Причастность к субкультуре, отличающейся особой эстетикой различных форм визуальной культуры, формирует уникальное сообщество современности, которое растёт с каждым годом. Крупные спортивные площадки приглашают спортсменов к участию в соревнованиях, а спортивные бренды производят одежду, обувь и инвентарь специально для скейтбордистов (Vans, Nike SB). Известные модные дома тоже не отстают. Например, используют элементы аутентичной культуры: выставляют на подиумы рампы, дополняют скейт-досками образы моделей (Hermes, Céline) [13]. Но всё-таки подлинную атмосферу возможно ощутить не в коммерциализированных местах, а там, где всё по-настоящему: с падениями и ссадинами, с дружеской поддержкой. Там, где нет разницы между взрослым и молодым, а атмосфера спорта и творчества заполняет пространство — в городе или на скейт-площадке. 

Примечания

[1] — Kara-Jane Lombard. Skateboarding. Subcultures, Sites and Shifts. Routledge, 2015. P. 11
[2] — Kara-Jane Lombard. Skateboarding. Subcultures, Sites and Shifts. Routledge, 2015. P. 59
[3] — Kara-Jane Lombard. Skateboarding. Subcultures, Sites and Shifts. Routledge, 2015. P. 62
[4] — Kara-Jane Lombard. Skateboarding. Subcultures, Sites and Shifts. Routledge, 2015. P. 68
[5] — Kara-Jane Lombard. Skateboarding. Subcultures, Sites and Shifts. Routledge, 2015. P. 68
[6] — Borden, I. Skateboarding, space and the city: architecture and the body. 2001. Berg, Oxford. P. 152
[7] — Gumbrecht H.U. Aesthetic Experience in Everyday Worlds. 2008. Цит. по электронной книге без пагинации
[8] — Richard Shusterman. Studies in Somaesthetics. Embodied Perspectives In Philosophy, The Arts And The Human Sciences. Brill. Leiden, Boston. Цит. по электронной книге без пагинации
[9] — Kara-Jane Lombard. Skateboarding. Subcultures, Sites and Shifts. Routledge, 2015. P. 57 
[10] — Мария Бурова. «Улица – твой главный спот»: скейтеры – о травмах, девушках и любимых парках Москвы URL https://thecity.m24.ru/articles/2428 (дата обращения 30.05. 2022).
[11] —Pallavi Pundir. This Tribal Girl Says Netflix’s Fictional ‘Skater Girl’ Is Her Story https://www.vice.com/en/article/xgx4qa/netflix-film-tribal-skater-girl-controversy-india (дата обращения 30.05. 2022).
[12] — Sami Emory. A Skatepark Provides a Creative Haven for Nebraska Teens | #50StatesofArt https://www.vice.com/en/article/yp95jg/bay-skatepark-creative-haven-for-nebraska-teens-50statesofart (дата обращения 30.05. 2022).
[13] — Кирилл Астраханцев. Почему мода так любит скейтбординг. https://theblueprint.ru/fashion/industry/fashion-loves-skateboarding  (дата обращения 30.05. 2022).
 

Материал подготовила Анна Хачатурян.
Редактор Андрей Орлов.