• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Понять себя и других: редакция культурного раздела и её книги месяца

Растущее отчуждение между близкими — это неумение выразить любовь или необходимая дистанция спасения? В чём искать утешение: в людях или самом себе, в искусстве или природе? Обо всём этом — в новой книжной подборке от редакции.

Понять себя и других: редакция культурного раздела и её книги месяца

Фото Nexxo (Викимедиа), коллаж Анны Матвеевой


«Пять языков любви» Гэри Чепмена

Антон Чехов сказал: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить». Но не всегда ясно, что значит «уметь любить». Делаем ли мы это по умолчанию или это навык, которому можно обучиться? Именно об этом книга психолога Гэри Чепмена «Пять языков любви». 

Книга делится на пять разделов и рассказывает об основных языках, через которые люди выражают и воспринимают любовь: Прикосновения, Помощь, Подарки, Слова поощрения, Время. Человек может обучиться разным языкам любви и их диалектам, как если бы они были иностранными. Только в этом случае близкие почувствуют, что вы действительно любите их и умеете правильно это показать. 

Вопреки расхожему убеждению о том, что любовь живёт три года, Чепмен показывает, что столько живёт любовь незрелая, неглубокая и неосознанная. Для того чтобы чувство крепло, оно должно основываться на выборе. Для человека, который не привык разговаривать на языке Прикосновений, но знает, что его партнёр воспринимает любовь именно так, каждое объятие и каждый поцелуй станет выбором. Для того, кто не привык общаться на языке Подарков, выбором станет подарить другому то, что заставит его почувствовать себя любимым и ценным. Такие осознанные действия наполняют сосуды любви. А когда сосуд любви полон, человек ощущает себя важным в жизни партнёра. 

Эти принципы применимы не только в романтических отношениях. Всем важно уметь правильно выражать любовь: родителям и детям, супругам, друзьям. Рассказывая о том, как у человека формируются способы её восприятия, Гэри Чепмен показывает, что всё начинается ещё в младенчестве. Тем не менее, в книге не приводится никаких паттернов и предопределённостей. Психолог предлагает простые инструменты для людей, которые ещё не определились, какой язык любви для них главный. 

Книга помогает узнать себя с новой стороны, научиться понимать других и дарить ту любовь, в которой нуждаются близкие. 

Чепмен Г. Пять языков любви. СПб.: Библия для всех, 2018.

Ксения Севастьянова

«Дистанция спасения» Саманты Швеблин

«Я называю это “дистанция спасения”, да, именно так я называю то расстояние, всегда разное, которое отделяет меня от дочки…».

В центре сюжета — Аманда, молодая мама, которая отправляется отдохнуть в небольшой посёлок вместе с дочерью. Там она знакомится с Карлой, живущей неподалеку, они сближаются, и женщина рассказывает ей трагическую историю о своём сыне. Только вот с мальчиком всё хорошо, но мать убеждена, что на его месте теперь кто-то другой. Героиня сперва принимает женщину за сумасшедшую, но вскоре с Амандой и её дочерью начинают происходить странные вещи, и ей приходится поверить даже в невозможное.

В истории нет монстров, призраков или других зловещих существ. В этом смысле она совсем не страшная, но на самом деле всё жуткое кроется в обыденном. В рассказе аргентинской писательницы не обошлось без щедрой доли магического реализма, поэтому во время чтения и возникает соблазн приписать все кошмары чему-то сверхъественному, но необычное здесь лишь фон для вполне реального кошмара, который случается с обыкновенными людьми в один абсолютно непримечательный день.

Книга совсем небольшая по объёму (около 156 страниц), но автору удаётся затронуть множество тем: отцовство и материнство, экология, ответственность за сделанный выбор. Во время чтения чувствуешь ту тревогу, от которой герои постоянно отмахиваются, ощущаешь напряжение в воздухе и заранее знаешь, что трагедия неизбежна.

Швеблин С. Дистанция спасения; пер. с исп. Н. Богомоловой. М.: АСТ: CORPUS, 2018.

Екатерина Кисляк

«Выгон» Эми Липтрот

Для меня это тот редкий случай, когда книга случайно попадается на глаза и ты уже понимаешь, что без неё не уйдёшь. Среди вороха научной литературы моим убежищем стал «Выгон» Эми Липтрот. Таким же, как и для главной героини. История о болезни души и природы, о дороге через океан и внутрь себя. По сюжетной организации это похоже на «Рану» Оксаны Васякиной. «Выгон» — это концентрация силы и эстетика: от оформления рубрикации страниц до чёрно-белых кадров с Гугл мэпс. Буквально наслаждение не только от текста, но и от разметки страниц. Если вы давно хотели сбежать на остров, то книга создаст это ощущение. «Энергия волн, пройдя сквозь океан, превращается в шум, тепло и вибрации, которые земля поглощает, а люди чувствуют из поколения в поколение».

«Я вздохнула и так и не смогла выдохнуть». Кому-то книга может показаться депрессивной, но я всегда видела, подобно героине, исцеление в природе, а не в людях. Советую читать наедине с собой и среди воображаемых Оркнейских островов. 

Липтрот Э. Выгон; пер. с англ. М. Агеевой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022.

Александра Костина 

«Под взглядом Другого: тринадцать эссе о предметах видимых и невидимых» Александра Черноглазова

«Рассматривая произведение, мы движемся, таким образом, от тайного, ставшего явным, к явному, указующему на тайну».

В один из февральских вечеров я прогуливалась по книжному магазину на улице Тверской. В отделе философии и культурологии меня привлекла небольшая книга с заманчивым названием «Под взглядом Другого». 

Александр Черноглазов — переводчик Ж. Лакана, одной из ключевых фигур в истории мирового психоанализа. В тринадцати эссе он обращается к теориям Лакана, сопоставляя их со своими наблюдениями и описывая встречи с невидимым миром образов. Этот мир подстерегает везде: в живописи, истории религии, мистике, любви, городе, поэзии. Будучи чутким наблюдателем, автор описывает свой опыт походов на выставки, рассматривания картин, чтения Библии, путешествий — и соотносит его с теориями Лакана и Фрейда, освещая историю не только мировой культуры, но и психоанализа. Книгу дополняют чудесные цветные иллюстрации, позволяющие рассмотреть примеры живописи и скульптуры таких творцов, как Франциско де Сурбаран, Микеланджело Меризи да Караваджо, Эль Греко, Пабло Пикассо, Жермен Пилон.

Черноглазов А. Под взглядом Другого: тринадцать эссе о предметах видимых и невидимых. СПб.: Jaromir Hladik press, 2021.

Анна Хачатурян 

«Ты в порядке: Книга о том, как нельзя с собой и не надо с другими» Алины Адлер

Кажется, в любом книжном магазине можно навсегда потеряться в разделе психологической и self-help литературы. От эзотерических практик до советов о том, как завоевать сердца даже тех, у кого их нет — множество книг и авторов спешат к вам на помощь, нашлась бы проблема. 

Книга Алины Адлер с самого начала строит разговор иначе. «Ты в порядке», — говорит автор прямо с обложки, тем самым привлекая наше внимание. «Нет, не в порядке», — спорит внутренний голос, а рука уже тянется к книге. Дальше начинается интереснейшее путешествие. Эта книга — не только о нескольких годах практики психотерапевта, переложенных на страницы, но и учебник, инструкция и путеводитель по непростой жизни. Представьте, если бы в книжке про оригами вы видели не только последовательность сгибов и поворотов бумаги, но и примеры чужих неудавшихся журавлей и корабликов. А под ними комментарий автора: «Вот тут был пропущен сгиб, поэтому журавль больше похож на помятую синицу. Чтобы исправить его, нужно отойти на пару шагов назад и медленно складывать заново, ничего не упуская».

Книга разделена на части и главы, в которых Адлер рассказывает истории своих клиентов — про страх, гнев, горе, непрожитые эмоции и детские травмы. Она методично указывает на сломы и рваные края бумаги, которые не позволяют людям сложить желаемые фигуры, а в конце даёт короткие и ёмкие рекомендации, как же на самом деле проживать эмоции и жить в мире, в котором их не избежать. 

Читать эту книгу можно, даже если фраза «ты в порядке» действительно полностью описывает ваше внутреннее состояние. Такая литература может помочь погрузиться в жизнь других людей — интимную, очень хрупкую, болезненную, но полную надежды и света. Автор художественной книги пишет, что герой нервно смеялся, а автор-психотерапевт пишет, что герой нервно смеялся потому, что испытывал тревогу и страх осуждения — и это совсем другая оптика и другой режим погружения. 

Книга Алины Адлер вряд ли заменит часы терапии, но станет первым шагом на пути к осознанному самоанализу. А ещё напомнит, что ты в порядке, даже если кажется, что всё совсем не так. 

Адлер А. Ты в порядке: Книга о том, как нельзя с собой и не надо с другими. М.: Альпина Паблишер, 2022. 

Анна Смирнова  


Материал подготовили: Ксения Севастьянова, Екатерина Кисляк, Александра Костина, Анна Хачатурян, Анна Смирнова.

Редактор: Елизавета Шафранская.