• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Кто не карает зла, тот способствует, чтобы оно совершилось»

В августе 1945 года была подписана Нюрнбергская хартия, положившая начало суду над нацистами за преступления против человечества, а вслед за ним — и общественным дискуссиям о справедливости и ее критериях. Этим же вопросам посвящена кинолента Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс». 27 января, в День памяти жертв Холокоста, вместе с Кристине Чиркинян попробуем разобраться в том, какую идею справедливости вложил в этот фильм режиссёр.

Фото Annie Spratt, Asher Legg (Unsplash), коллаж Таисии Егоровой

Фото Annie Spratt, Asher Legg (Unsplash), коллаж Таисии Егоровой

Ежегодно 27 января отмечают международный день памяти жертв Холокоста, утвержденный ООН в 2005 году более чем 90 странами. История имеет подобный пример, когда государства объединились для преодоления мировой травмы. 8 августа 1945 года Англия, Франция и США подписали Нюрнбергскую хартию, чтобы судить нацистов за преступления против человечества. Это событие дало толчок дискуссиям в искусстве о справедливости, в частности, этому посвящён фильм Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс». 

Выход фильма в 1961 году совпал с началом судебного процесса над Адольфом Эйхманом — начальником «еврейского отдела» Главного управления имперской безопасности. Размышляя об этом деле, Ханна Арендт, одна из авторитетных исследовательниц тоталитарных режимов,  пришла к выводу о том, что злу необязательно быть страшным зубастым чудовищем с когтями. Напротив, зло может олицетворять самый обычный человек, заурядный и непримечательный [1]. Таким оказался и Эйхман, уничтоживший своими действиями миллионы людей. Судьей Эйхмана стало израильское государство: он был похищен израильскими агентами. Казалось бы, что это вполне справедливо, ведь Эйхман — главный враг евреев, принявший «окончательное решение» об их истреблении [2]. Тем не менее, Арендт осуждает самовольность Израиля и его желание мстить. Преступление Эйхмана — это преступление против всего человечества [3], и, взяв на себя роль его судьи, Израиль проигнорировал этот факт. 

Проблема с Эйхманом заключалась именно в том, что таких, как он, было много, и многие не были ни извращенцами, ни садистами — они были и есть ужасно и ужасающе нормальными [4].

Фильм Крамера имеет сходную проблематику: в своём произведении американский режиссёр пытается решить проблему глобального масштаба — найти виновных в преступлениях против человечества и найти справедливого судью. В основе сюжета лежит реальная история Малых Нюрнбергских процессов, которые проходили в 1946–1949 годах, когда судили чиновников Третьего Рейха. 

Американский судья Дэн Хейвуд (его играет Спенсер Трейси) прибывает из штата Мэн в Нюрнберг в качестве председателя на процессе над четырьмя немецкими судьями. Он должен разобраться в их делах и попытаться вынести справедливый приговор тем, кто когда-то выносил несправедливые приговоры гражданам Третьего Рейха. 

 

В фильме много действующих лиц, и каждый герой, несомненно, несёт в себе часть ключа к ответу на поставленный вопрос. Каждый из них раскрывается во взаимодействии с судьёй Хейвудом, который не просто расследует дело о четырёх судьях, а изучает всё немецкое общество в целом, его мнение о войне, Гитлере и всех предшествующих событиях. Сюжет фильма построен таким образом, что главный герой как будто коллекционирует знания и доказательства для вынесения верного решения: сначала он гуляет по Нюрнбергу, общается с его жителями, затем предстаёт в зале суда. По прибытии в Германию Хейвуд попадает в немецкую повседневность после жестокого гитлеровского режима и кровопролитной войны. В Нюрнберге он встречает обыкновенных людей, которые поют, улыбаются, приветствуют его и ведут вполне нормальную жизнь. В то же время судья Хейвуд убеждается, что и немцы сильно пострадали от гитлеровского режима. Так, судья узнает, что супруги Хальбештадт потеряли  во время войны сына, однако он не может не задаваться вопросом о том, знали ли они о судьбе евреев и как они относились к авторитарной политике Гитлера. И тут зритель сталкивается с ещё одним глобальным вопросом, поставленным Крамером: кто несёт ответственность за случившееся? Кто виновен в произошедшем — Гитлер, Геббельс, Геринг или весь немецкий народ?

Зритель испытывает сильное эмоциональное напряжение, когда действие фильма переносится с радостных событий на улицах города в зал суда, где ведётся ожесточённая борьба между обвинением и защитой. Прокурору Тэду Лоусону (персонажу Ричарда Уидмарка) успешно удаётся собрать доказательства виновности подсудимых, однако цена этих доказательств –— переживания свидетелей Петерсона (Монтгомери Клифт), стерилизованного когда-то из-за того, что его обвинили в умственной отсталости, и Ирены Вальнер (Джуди Гарленд), которой вменили сексуальную связь с евреем. Крамер показывает, как свидетелям приходится заново испытать уже пережитый позор и боль, которые когда-то чуть не сгубили их жизни. Кульминационным моментом становится кинохроника, которую показывает Лоусон. Жуткие сцены демонстрации газовых камер сменяются перекошенными лицами подсудимых, горами истощённых тел, плачущим судьёй и шокированным адвокатом. Этот эпизод заслуживает отдельного внимания, так как это прекрасный пример использования документального материала в художественном фильме, который создает точку невозврата: после увиденного Хейвуду невозможно подобрать оправдание для снисхождения. 

Казалось бы, что после показа кинохроники прокурором адвокат не сможет подобрать весомый контраргумент. Тем не менее Крамер нашёл, что вложить в уста защитника. Он утверждает проблему виновности всех. В произошедшем виновны не только четверо обвиняемых судей и члены нацистской партии, но и все державы, которые были глухи к этим преступлениям. Ганс Рольф (персонаж Максимилиана Шелла) прекрасно справился с ролью защитника немецкого народа, подвергшегося международному суду после мирового патологического молчания о происходивших событиях в Третьем Рейхе. Действительно, Франция и Великобритания молча реагировали на захватническую политику Гитлера в 30-е годы, заключая с ним договоры и соглашения [5]. В 1939 году, выстраивая свою империалистическую игру, СССР также заключил с Германией пакт о ненападении. В подобных условиях чиновникам не оставалось ничего, кроме как принять правила игры: верность нацистскому режиму, который давал им надежду на возрождение страны, стала аргументом в защиту судей.

Однако может ли патриотизм стать оправданием преступлений против человечества? [6]

Ответить на этот вопрос поможет контекст послевоенных лет. 5 марта 1946 года Уинстон Черчилль произнёс свою знаменитую Фултонскую речь, которая стала началом противостояния СССР и США и раздела сфер влияния. Европа стала «лакомым куском» для двух гегемонов, и особенное внимание привлекала к себе побеждённая слабая Германия. Началось противостояние социалистов и капиталистов за «сердце» Европы. Крамеру хорошо удалось отразить этот новый вызов времени с помощью освещения проблемы патриотизма американских граждан за пределами Америки. Хейвуд должен принять решение, быть ему патриотом США и оправдать уважаемых в обществе немцев, переманив тем самым их на сторону Штатов и поддержав политику своей страны, или же осудить, разочаровав этим правительство своего государства.

Для главного героя ситуация оказывается мучительной: на одной чаше весов лежат успех на родине и уважение немцев, а на другой — правосудие. 
Судья Хейвуд в диалоге с Янингом (одним из четырёх подсудимых, персонажем Берта Ланкастера) произносит ключевую фразу, которая, по его мнению, является главным аргументом против осуждённого. Преступление Янинга началось с того момента, когда он подписал первый заведомо ложный приговор. Хейвуд назначает всем четырём судьям высшую меру наказания — пожизненное заключение. Он отказывается от соблазна быть популярным судьёй, проявившим гуманность и пощадившим тех, кто тоже был в плену нацистской идеологии. Хейвуд решает сделать то, чего когда-то не сделали закрывшие глаза немецкие граждане — осудить тех, кому когда-то была дана власть судить других [7].
Несомненно, именно судья Дэн Хейвуд является персонажем, «говорящим» устами режиссёра. Для Крамера справедливый судья — это тот, кто жертвует собой ради достижения правосудия. В финале фильма Хейвуд остается совсем один, демонстрируя свою независимость от других и от чужого мнения:

Так пусть всему миру станет известно, что этот суд отстаивает в своем приговоре — это справедливость, истина и право каждого человеческого существа на жизнь! [8]

Профессор Брандейского университета Томас Доерти считал Крамера режиссёром, который создавал фильмы не для развлечения зрителя, а чтобы изменить окружающий мир [9]. Действительно, Крамер своими фильмами бросал вызов современной реальности, заставляя зрителя рефлексировать над проблемами глобального масштаба. В фильме «Нюрнбергский процесс» зрители видят не просто размышления Крамера о правосудии как таковом, но и о разрушенной идентичности, о послевоенной травме, о страхе новой войны. Мы видим и травму самого режиссёра, который стал свидетелем Второй мировой войны и жил в это неспокойное время. Своей работой он пытался донести до людей мысль о том, что подобные проблемы общество должно решать вместе, коллективным трудом, а не под флагами отдельных государств. 

Материал подготовила Кристине Чиркинян.
Редактор Татьяна Кочнева.

Примечания
[1] — Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Издательство Европа, 2008. С. 82.
[2] — Адольф Эйхман был организатором массовой депортации и уничтожения евреев. В частности, в 1944 году он подготовил доклад на имя Гиммлера, в котором отчитался об убийстве 4 миллионов евреев. См.: Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биографический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Booksite.ru: Вологодская областная универсальная научная библиотека. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 942 с. URL: https://www.booksite.ru/localtxt/zal/esk/iy/reih/23.htm#27 (дата обращения 23.01.2022).
[3] — Там же. С. 401.
[4] — Там же. С. 411.
[5] — 18 июня 1935 года было подписано англо-германское соглашение о частичном возвращении немцам флота, а 7 марта 1936 года Гитлер уже вошел в Рейнскую зону, что было проигнорировано Францией.
[6] — Бачелис Т.И. Нюрнбергский процесс (Судьи перед судом) // Советский экран: журнал. М.: Правда, 1966. № 2 (218). С. 16–17.
[7] — Батырь В.А. Нюрнбергский приговор: уроки истории для будущего // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2020. №12 (76). С. 214.
[8] — «Нюрнбергский процесс» («Judgment at Nuremberg», реж. С. Крамер, 1961).
[9] — Ефимова М. Памяти кинематографа Стэнли Крамера // Радио Свобода. 12.04.2001. URL: https://www.svoboda.org/a/24200358.html (дата обращения 09.01.2022)