• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Главные книги 2022

Главные книги 2022

Фото Taiki Ishikawa, Jason Wong (Unsplash), коллаж Таисии Егоровой

Говоря словами классика, ушедший год был непростым, но редакция «Своими словами» знает, чем порадовать читателей. Татьяна Трубина рассказала о самых интригующих новинках, которые ждут нас в этом году: о новых романах Алексея Сальникова и Оксаны Васякиной, о прозе из США, ЮАР, Исландии и Японии, а также о нетривиальном взгляде на проблемы гендерного неравенства и культурной идентичности, который предлагают авторы нон-фикшн.

Татьяна Трубина,
автор ютуб-канала Bookовски и инстаграм-блога Bookovski_books, финалистка премий «Блог-пост» 2019 и «Литблог» 2020

В 2022 году российского читателя ждут сразу три переводных романа писателей первой величины, которые имеют все шансы затмить остальные книжные новинки этого года. Уже в апреле нас ждёт первая часть трилогии «Ключ ко всем мифологиям» главного американского автора Джонатана Франзена. Роман называется «Перекрёстки» и рассказывает о двух годах из жизни протестантского семейства Хильдебрандт в начале 1970-х. Летом на русском языке выйдет «Прекрасный мир, где же ты?» — новый роман «голоса миллениалов» Салли Руни. Его героини, как и в дебютном произведении Руни «Разговоры с друзьями», — подруги, которые пытаются построить долгосрочные отношения и найти своё место в мире. И наконец, в декабре издатели обещают выпустить последний роман Ханьи Янагихары «В сторону рая». Это сложноустроенный текст с тремя сюжетными линиями, альтернативной историей США конца XIX века и описанием антиутопичного будущего.

Как обычно, новая книга в этом году выйдет у Стивена Кинга. Правда, на этот раз никакой мистики и маньяков: роман «Билли Саммерс» рассказывает о киллере, приехавшем в провинциальный американский городок выполнить свой последний заказ. Также в ближайших планах издательств ранее не выходившие на русском языке произведения Орхана Памука («Чумные ночи»), Энтони Дорра («Птичий город за облаками») и Лианы Мориарти («Яблоки не падают никогда»).

Кроме свежих текстов от уже известных авторов, нас ждут и новые литературные знакомства. В 2021 российские книгоиздатели наконец заинтересовались восходящей звездой американской литературы Патрисией Локвуд, так что в течение года в разных издательствах выйдет сразу несколько её работ. Попавший в шорт-лист прошлогодней Букеровской премии роман Локвуд «О таком не говорят» появится в продаже до конца зимы, а компанию ему составит ещё один финалист премии — «Царская тень» эфиопки Маазы Менгисте. Самое необычное издание года наверняка будет у колумбийца Хуана Габриэля Васкеса: его роман «The Sound of Things Falling» выйдет на русском языке сразу в двух переводах и с двумя вариантами обложек. В переводе Михаила Кожухова книга будет называться «Шум падающих вещей», в то время как перевод, выполненный Марией Малинской, выйдет под названием «Звук падающих вещей»

Издательство Livebook решило начать новый год с новой серии: теперь все современные переосмысления мифологических сюжетов можно будет найти в одном месте. Известно, что в этом году в серии «Мифы» точно выйдут романы Али Смит «Девушка встречает парня», Антонии Байетт «Рагнарёк», а также переиздание «Пенелопиады» Маргарет Этвуд. Тем, кто древним мифам предпочитает свежие фильмы и сериалы, в 2022 тоже будет чем поживиться. На волне успеха проектов «Создана для любви» и «Улица светлячков» на русском наконец-то издадут их первоисточники — одноимённые романы Алиссы Наттинг и Кристин Ханны. Помимо этого в скором времени можно будет познакомиться с, пожалуй, самым известным произведением Мег Вулицер «Жена», киновоплощение которого в 2019 году было номинировано на премию «Оскар». Также большой подарок готовится любителям классики: впервые выйдет случайно обнаруженная между страниц рукописи «Миссис Дэллоуэй» сказка Вирджинии Вулф «Штора нянюшки Лагтон».

Не бросают в новом году и старые проекты. Все нашумевшие литературные циклы, издание которых стартовало в 2021, получат своё продолжение. Весной нас ждут последний том «Ибисовой трилогии» Амитава Гоша «Огненный поток» и вторая часть «Квартета Фредерики» Антонии Байетт под названием «Живая вещь». Ещё не известны точные даты выхода заключительной части трилогии Фредрика Бакмана о Бьорнстаде «Победители», новых детективов Энтони Горовица «Совы охотятся ночью» и Ричарда Османа «Человек, который умирал дважды», но работа над их переводами уже ведётся. 

Есть чему порадоваться и любителям современной российской прозы. К концу января обещают выпустить сборник повестей Романа Сенчина «Русская зима» и новый роман автора нашумевшей комедии «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова «Саша, привет!». Поклонники творчества Дмитрия Быкова вскоре смогут познакомиться с ещё одним жанровым экспериментом писателя — циклом конспектов десяти фантастических историй «Большинство». А вот Евгений Водолазкин удивлять никого не стремится, писатель подготовил к печати рукопись романа о памяти, названного по фамилии главного героя, «Чагин». Также новые книги в 2022 году выйдут у Веры Богдановой, Елены Чижовой, Яны Вагнер, Ксении Буржской, Шамиля Идиатуллина и Дмитрия Захарова.

Из переизданий, помимо уже упомянутой «Пенелопиады», советую обратить внимание на «Заговор против Америки» Филипа Рота и «Выкрикивается лот № 9» Томаса Пинчона, а также новый перевод «Ады» Владимира Набокова, выполненный редактором серии «Набоковский корпус» Андреем Бабиковым: в новом переводе роман будет называться «Ада, или Отрада».

Надеюсь, в вашем списке книг для чтения в 2022 году ещё осталось место, потому что теперь мы переходим к самому интересному — подборке из 15 долгожданных новинок из мира художественной литературы и нон-фикшна.

Художественная проза

«Обещание» Дэймона Гэлгута

Дэймон Галгут во всём остальном мире в представлении не нуждается: финалист прошлогодней Букеровской премии, он один из самых значимых африканских писателей современности, а роман «Обещание» — его единственное крупное прозаическое произведение за последние семь лет. «Обещание» рассказывает о четырёх поколениях белой семьи, живущей в ЮАР, которую словно бы преследует проклятье, после того как один из предков не исполнил волю покойной супруги и отказался передать семейный дом во владение чернокожей служанки.

«Оккульттрегер» Алексея Сальникова 

Пока экранизация «Петровых в гриппе» покоряла Каннский кинофестиваль, Алексей Сальников работал над своим четвёртым романом, получившим загадочное название «Оккульттрегер». Сюжет произведения держится в тайне, известно лишь, что действие будет происходить в наши дни, а главным героем книги станет пятидесятилетний мужчина, в жизни которого случится нечто фантастическое. 

«Сигареты» Хэрри Мэтьюза

Американский писатель и друг Жоржа Перека Хэрри Мэтьюз прежде всего известен как первый англоязычный автор, ставший членом французского УЛИПО, а уже потом — как разработчик алгоритма Мэтьюза — методики создания литературного произведения с помощью расположения его частей согласно различным синтаксическим, семантическим и аналитическим правилам. Комедия нравов «Сигареты» — далеко не самый замороченный его роман, но даже эта семейная сага в декорациях середины XX века написана с соблюдением некоторых математических законов при построении структуры сюжета.

«Отчаянные характеры» Полы Фокс

Роман был издан ещё в 1970 году, однако настоящая популярность пришла к нему лишь в 1999, когда после восторженных откликов Джонатана Франзена он попал на прилавки книжных магазинов в новом издании. Это небольшое ироническое произведение о семейной паре из среднего класса — Софи и Отто, жизнь которых стремительно превращается в один нескончаемый приступ паранойи, после того как на улице женщину укусила бездомная кошка, вполне возможно, больная бешенством.

«Папуля» Эммы Клайн

Шесть лет назад дебютный роман Эммы Клайн «Девочки», посвящённый деструктивной тоталитарной секте, буквально взорвал американский книжный рынок. Выход сборника рассказов «Папочка» прошёл менее ярко, но незамеченной критиками и читателями книга не осталась. Как и в своём первом романе, в десяти рассказах цикла Клайн передаёт атмосферу надвигающейся беды и размышляет о том, как её герои дошли до той точки, в которой мы с ними и встречаемся.

«Любимое уравнение профессора» Ёко Огава

Японская писательница Ёко Огава с каждой книгой открывается читателям с неожиданной стороны: её «Отель Ирис» шокировал своей откровенностью, а «Полиция памяти» попала в список самых необычных антиутопий. «Любимое уравнение профессора» не похоже ни на первое, ни на второе. Это милая и абсолютно бесконфликтная история о взаимоотношениях пожилого профессора математики, чья кратковременная память после травмы головы способна удерживать только последние 80 минут, и молодой необразованной девушки, приходящей помогать ему по хозяйству.

«Степь» Оксаны Васякиной

Роман «Рана» Оксаны Васякиной, ставший одним из самых громких дебютов в российской литературе за последние несколько лет, родился из переживаний писательницы о смерти матери. Новый роман «Степь» — это вновь автобиографическая проза, но на сей раз о жизни и смерти отца писательницы, умершего от СПИДа в девяностые. Конечно же, сухим пересказом биографии Васякина не ограничится, а вновь попробует поговорить с читателем о том, как судьба родителей влияет на жизнь и самоидентификацию детей.

«Летний свет, а затем наступает ночь» Йона Кальмана Стефанссона 

Исландец Йон Кальман Стефанссон больше всего известен как автор претендовавшего на Международную Букеровскую премию романа «Рыба без ног», однако русскоязычный читатель начнёт знакомство с его творчеством с более раннего текста «Летний свет, а затем наступает ночь». Роман представляет собой восемь историй о жителях богом забытой исландской деревушки, в которой местные власти решили проложить новую дорогу, чтобы сделать селение региональным центром. Смех сквозь слёзы, немного абсурда и необыкновенная поэтичность — вот что ждёт читателя на страницах этой книги.

«Сюжет» Джин Ханф Корелиц

Джин Ханф Корелиц — отличный  поставщик сюжетов для популярных экранизаций. Её роман 2009 года «Допуск» так понравился создателю «Американского пирога» Полу Вайцу, что он тут же взялся за его перенос на большой экран, а сериал «Отыграть назад», основанный на книге «Ты должна была знать», стал одним из самых успешных проектов канала HBO за 2020 год. Аннотация нового романа Корелиц «Сюжет» тоже выглядит весьма кинематографично: некогда подающий надежды писатель, а ныне заштатный преподаватель курсов creative writing читает текст своего ученика и понимает, что произведение — потенциальный бестселлер. Ученик умирает, преподаватель дописывает и издаёт роман под собственным именем, и тут оказывается, что муки совести — совсем не самое страшное, что его ждёт.

«Комната Вильхельма» Тове Дитлевсен

Жизнь датской писательницы Тове Дитлевсен была настолько насыщенной, что сюжеты для своих произведений выдумывать ей не приходилось. Вот и написанный в 1973 году роман «Комната Вильхельма» — книга, основой для которой послужила история из жизни самой Дитлевсен, знавшей о боли всё и вложившей свои знания в этот текст. Брак поэтессы Лизе и издателя Вильхельма — сплошные абъюз и созависимость, но и порознь их жизнь не становится лучше, а потому им остаётся только страдать и сходить с ума от невозможности разорвать эти отношения.

Нон-фикшн

«Инфернальный феминизм: Люцифер как освободитель женщин в культуре XIX века» Пера Факснельда 

Долгое время европейская культура смотрела на женщин как на сообщниц дьявола, что поддерживало и укрепляло патриархальный строй, в рамках которого наследницы Евы должны находиться под присмотром мужчины. В XIX веке на такой расклад взглянули свежим взглядом, и Люцифер стал восприниматься как первый профеминист и главный защитник слабого пола. В своём исследовании «Инфернальный феминизм: Люцифер как освободитель женщин в культуре XIX века» шведский религиовед Пер Факснельд показывает, как образ Сатаны вдруг стал главным трендом женской моды и стал появляться не только в изображениях на предметах интерьера, но и на ювелирных украшениях.

«Святой папочка» Патрисии Локвуд 

Финалистка Букеровской премии Патрисия Локвуд известна не только как поэтесса и романистка, но и как автор одной из самых смешных автобиографий «Святой папочка». Будучи уже замужем, Локвуд вынуждена была девять месяцев жить с родителями, которые в то время обосновались в приходском доме, так как отец девушки — католический священник. Вновь погрузившись в атмосферу семейного безумия, писательница вспомнила своё детство на Среднем Западе, вечно полуголого отца, потратившего деньги, отложенные на колледж, на электрогитару, и мать, водившую её в четырёхлетнем возрасте на митинг против абортов.

«Возвращение Адама. Миф, или Современность архаики» Михаила Ямпольского

В своей новой работе Михаил Ямпольский развенчивает миф об актуальном и устаревшем. По мнению философа, актуальность чаще всего выражается в «мгновенном устаревании», в то время как менее актуальные вещи остаются современными гораздо дольше. Взяв в качестве примера «Велимирову книгу» Владимира Гандельсмана, Ямпольский показывает, насколько современным может быть то, что принято считать лишь незначительным порождением своего времени.

«Неженская экономика. Как гендерное неравенство тормозит мировую экономику» Линды Скотт 

Профессор Оксфордского университета Линда Скотт — одна из первых людей в мире, взглянувших на гендерное неравенство не просто как на ущемление прав, а как на фактор, мешающий экономическому развитию. В этом исследовании Скотт убедительно доказывает, что доступ женщин к государственному капиталу и сокращение разрыва в оплате труда в первую очередь позитивно повлияет даже не на жизнь половины населения Земли, а на саму экономическую систему, которая получит большой приток новых инвесторов, потребителей и работников.

«Искренность после коммунизма. Культурная история» Эллен Руттен

Новая искренность — явление настолько яркое и интересное, что давно известно далеко за пределами постсоветского пространства, в котором оно зародилось. Историк культуры из Амстердамского университета Эллен Руттен в своей работе «Искренность после коммунизма» взялась исследовать становление этого мощного тренда и постепенно подошла к анализу культурной идентичности в посткоммунистическом и постмодерновом мире.

 

Материал подготовила Татьяна Трубина.
Редактор Елизавета Шафранская.