• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тихие радости неспокойной эпохи

Старая добрая живопись русских мастеров XIX века, малоизвестные полотна из запасников 40 музеев со всей страны, нежные облака и качели в лунном свете — всё это ждёт вас на выставке «Покой и радость» до конца января. Специально для «Своими словами» художница и ведущая арт-медиаций Екатерина Лебедева подготовила небольшую экскурсию по залам Манежа.

Тихие радости неспокойной эпохи

Фото Ирины Капитоновой, коллаж Анны Матвеевой

До 30 января в Манеже проходит выставка картин русских художников XIX века, которая нацелена на передачу настроения покоя и радости. Как отмечал куратор Семён Михайловский, благостные состояния особенно необходимы обществу в тревожное время пандемии. Действительно, в современных реалиях многие сталкиваются со стрессом, а погружение в мир искусства способно настроить на умиротворение. 

Выставка разделена на несколько тематических блоков, которые отсылают к разным проявлениям покоя и радости.

Сперва посетители попадают в интерактивную зону аванзала, интересно, что такое пространство было создано в Манеже впервые. Здесь можно свободно раскачиваться на качелях под инсталляцией небес, освещённых луной, так зрители могут ещё и прикоснуться к искусству.

Зал «Увертюра» задаёт настрой последующей экспозиции. Здесь показаны основные темы: прогулки, игры, семейный отдых, музицирование. Теме музыки отведено особое место в экспозиции, поскольку здесь повсюду слышна фортепианная сюита Антона Батагова. Композитор вдохновлялся представленными работами и отразил заглавную тему. Таким образом, почувствовать покой и радость мы можем не только посмотрев полотна, но и прослушав мелодию.

Из первого зала стоит особенно отметить работу Тимофея Соколова «Мальчик будит пёрышком спящего товарища». На картине наглядно передано состояние покоя во сне одного героя и состояние радости в игре другого. При этом здесь находится и собака, которая может в любую секунду залаять, и спокойствие нарушится.

Зал «Прекрасная страна» посвящён Италии. Мечты о поездках в тёплые края стали особенно актуальны в дни закрытых границ. Полюбоваться на жаркий климат, прекрасных итальянок, беззаботные прогулки, чтение, мечтания и музицирование здесь можно, посмотрев на работы Сильвестра Щедрина, Ивана Айвазовского, Карла и Александра Брюлловых. 

Особенно притягательна картина Айвазовского «Итальянский пейзаж. Вечер». В эту спокойную, беззаботную атмосферу прямо хочется погрузиться, проплыть озеро в лодочке, где расположился и сам художник. Он изобразил себя наблюдающим это великолепие пейзажа. Некоторые правда считывают здесь меланхоличное состояние.

Примечательна и картина Карла Брюллова с изображением монахинь, несмотря на то, что работа хранится в Третьяковской галерее, она не знакома широкому зрителю. Брюллов известен как страстный художник, он прославился огромным полотном «Последний день Помпеи», обычно его картины полны динамики и активных эмоций.  А данная работа посвящена спокойному сюжету и передает умиротворение, поэтому увидеть её здесь особенно любопытно.

Кстати, в этой выставке присутствует довольно много неожиданных картин, ранее скрытых от публики. Помимо того, что полотна приехали почти из 40 музеев России и ближнего зарубежья, многие ещё и хранились в запасниках. Приходилось даже на месте подбирать рамы под холсты, поэтому не все из них идеально подходят к картинам. Так, например у монахинь Брюллова очень необычная форма холста, незаписанная рабочая часть здесь видна из-за стекла. Ещё в экспозиции есть овальная работа, оформленная в прямоугольный формат: «Портрет Козловой с дочерью Ольгой» Карла Лаша.

Последний зал первого этажа показывает разные проявления природы: пейзажи и натюрморты. Примечательны работы Ивана Шишкина. Ему удавалось максимально правдиво и детально изобразить эпические образы природы. Он обладал энциклопедическими знаниями о растениях и был убеждён, что на картине должен быть ясен вид каждой травинки. Его исследовательский подход поражает при этом монументальностью полотен.

Даже этюды маленьких размеров отличаются умением художника передавать многообразие природных форм. Шишкин добивается максимальной конкретности. Есть легенда, что однажды, во время визита в мастерскую Репина, Иван Иванович заметил, что художник решил изобразить сплав плотов по реке. Шишкин спросил у своего коллеги, из какого дерева изготовлены эти плоты, на что Репин ответил, что он не знает, ведь нет разницы. На такое замечание Шишкин возразил, что разница в изображениях плотов из различных пород дерева велика. Ведь только из некоторых пород деревьев может получиться настоящий плот, тогда как брёвна из других могут разбухнуть или пойти на дно. История красноречиво передаёт, как важна была Шишкину правдивость в изображении.

Однако, в этом зале есть неожиданная картина художника — его «Дорога в парке», которая передаёт переменчивое туманное состояние природы. В этом этюде всё пространство обобщено и наполнено воздухом, от шишкинской скрупулёзности нет и следа.

На втором этаже зрителей встречает блок «Русский». Первая половина XIX века — это время пробуждения русской национальности. После долгого стремления быть ближе к Европе, наконец, наступило желание обратить внимание на особенности своего народа. И пусть на портретах наряженные в костюмы девушки предстают не очень естественными, но они отражают местные идеалы. Эти женщины облагорожены, какими крестьянки конечно же не были. Но такие работы, как «Варька с куклой» очень правдиво передают народный типаж. 

Примечательно и появление зимних пейзажей. До 1827 года этот сезон вообще не решались изображать. Н.С. Крылов первым создал зимний вид, потому что он учился не по стандартной системе, а активно исследовал натуру. Великий Брюллов же считал, что написать снег невозможно: «Всё выйдет пролитое молоко». Дело в том, что белый снег сложно изобразить живописно, увидеть в нём разные оттенки. Примечательны две зимние картины: Касаткин «Мальчик с собакой» и Гермашев «Снег выпал», которые передают будто 2 возраста одного сельского жителя.

В зале «Частная жизнь» снова присутствуют разные проявления покоя и радости. Однако, уже здесь расположен и необычный семейный портрет Басина, в котором он посмертно изобразил мать в окружении пятерых детей.

Из-за неизвестности целого ряда картин арт-медиации становятся ещё более интересными, потому что можно много фантазировать о художниках, их картинах, образах. Если мы видим неизвестную девушку в исполнении таинственного художника, то любопытно порассуждать, кем же она могла быть. Особенно очаровывает зрителей «Девушка с папиросой», она курит на показ в 1850-х, что вызывает интерес и множество вопросов. Кто-то видит в ней просто обаятельную женщину, кто-то феминистку, а кто-то — куртизанку.

Особенно нагнетается настроение в зале «Эпилог» у «Вечного покоя» Левитана. Эта картина передаёт противоречивые эмоции и заставляет задуматься, действительно ли смерть ассоциируется с покоем или скорее навевает тревогу. Появляется множество вопросов. Мог ли вообще житель бурного XIX века — когда вокруг Отечественная война 1812 г., декабристы и их восстание 14 декабря 1825 г., Крымская война в 1853–1856 гг., отмена крепостного права в 1861 г. — полностью погрузиться в покой и радость? 

Финальным акцентом к этой завершающей части экспозиции служат миниатюры, расположенные в инсталляции луны, подсвечивающей облака над аванзалом. Среди живописных образова на кости, фарфоре, картоне, передающих облик аристократов, можно обнаружить фотографии. На них мальчики: великий князь Николай II, который вскоре станет последним русским императором, и Володя Ульянов — будущий вождь пролетариата. Дети здесь пока чисты и невинны, но вскоре они вырастут и начнут творить историю, местами очень кровавую. Пока ничто не предвещает драму, но намёк на хрупкость покоя и радости задаёт идею всей выставки.

 

Материал подготовила Екатерина Лебедева.
Редактор Ирина Капитонова.