• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От ангелов до Красной Армии: история советской ёлочной игрушки

Приближается пора убирать ёлку. Чтобы удержать праздничную атмосферу, мы предлагаем в последний раз взглянуть на сказочные ёлочные украшения, прежде чем убрать их в коробки: поделимся воспоминаниями о советских игрушках, а также прольём немного света на их историю.

От ангелов до Красной Армии: история советской ёлочной игрушки

Фото Сергея Пирожкова, коллаж Таисии Егоровой

Алла Сальникова в книге «История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку» пишет, что история ёлочной игрушки начинается одновременно с процессом разделения «буржуазного Рождества» и «атеистического» Нового года [1]. В течение советской эпохи ёлочная игрушка обрела уникальную историю — была гонима властью, а затем благосклонно принята, её критиковали как «контрреволюционный пережиток», но со временем она стала символом новой праздничной культуры и частью советской идентичности.

Ёлка как атрибут Рождества и Нового года, конечно же, появилась намного раньше — еще Петр I издал указ об украшении хвоей пространства города. Потом, в первой половине XVIII века, ёлка стала частью семейных праздников — с улицы была перенесена в дом. Ёлка была символом обеспеченности, семейных ценностей и детства. Её так же украшали, но сюжет был евангельский: Вифлеемская звезда на верхушке ёлки, ангелы, колокольчики, фрукты, животные и свечи — воссоздавали образы религиозных текстов.

Все изменилось после 1917 года. Праздничное пространство было перепридумано, а сами праздники были изобретены заново — чтобы нести новые ценности. Ёлочные игрушки стали «буржуазными», но украшенные на праздник ёлки не исчезли — они постепенно наполнялись другим содержанием. В период НЭПа игрушки снова появились на прилавках магазинов, а старые религиозные сюжеты уживались с советской идеологией. 

Во второй половине 1920-х годов началась более активная кампания по борьбе с рождественской ёлкой — её нужно было вытеснить из массового сознания: игрушки выбрасывались, а дети в школе рисовали ёлку, перечеркнутую красным крестом.

В 1930-х и 1940-х годах ёлка возвращается в пространство советского Нового года. Она теперь символизирует счастливое детство, а игрушка — достижения социализма. Евангельские сюжеты заменяются новыми историями — лыжным переходом, парадом Красной Армии и др. На ёлке появляются красноармейцы, милиционеры и спортсмены, колхозники и пионеры. Из-за нехватки материалов при производстве игрушек в ход шли электрические лампочки, а на промышленных предприятиях сотрудники занимались бриколажем — самостоятельно создавали ёлочные игрушки из материалов, которые использовались на производстве. 

В начале второй половины ХХ века ёлочные игрушки становятся всё более разнообразными. На ёлке смешивается множество сюжетов: простые яркие шары соседствуют с игрушками, расписанными вручную, самодельными украшениями, флажками и другим декором. 

В брошюре «Производство стеклянных елочных украшений» Е.М. Парпаров, сотрудник научно-исследовательского института игрушки, рассказывает о ёлочных игрушках, производимых в 1958 году в РСФСР.

Из многообразного елочного ассортимента игрушек наибольшим спросом по своим высоким декоративным качествам пользуются стеклянные блестящие украшения: шары, звезды, гирлянды бус, светящиеся фонарики, придающие ёлке нарядный вид. В настоящее время ассортимент елочного стекла достиг значительных размеров. Однако производство стеклянных ёлочных украшений сосредоточено лишь в нескольких областях РСФСР: Московской, Ленинградской, Воронежской, Горьковской, Калининской, Саратовской, Ростовской, а также на Урале, в Приморье и на Украине. Объем производства отстает от спроса.
Ассортимент елочных стеклянных украшений весьма разнообразен и включает примерно 700–800 наименований. Ёлочные стеклянные украшения делятся на:
1) выдувные стеклянные изделия ручные (изделия ручной выдувки); 
2) выдувные стеклянные изделия формовые; 
3) монтажные стеклянные елочные украшения, комбинированные с бусами и стеклярусом;
4) бусы;
5) искусственный снег (стеклянная пудра). 

В группу выдувных ручных стеклянных изделий входят елочные украшения разных конфигураций, изготовленные без применения форм — шары, шары с прожекторами, верхушки, дульки, сосульки, фонарики, грибы, колокольчики, лампы, самовары, чайники и т.п. 
В формах изготавливаются украшения несложной конфигурации, но с сильно рифленой поверхностью или с характерной деталью на плоскости (лицо, руки, звезды на шарах, листья на яблоках и т.п). Формы также применяются для обеспечения идентичности размеров и для повышения производительности труда [2]. 

Основная цель при производстве ёлочных игрушек во второй половине ХХ века — удовлетворение спроса. Фабрики ставили перед собой задачу разработать новые способы производства игрушек — делать их нужно было быстрее, больше и качественнее. Стандартизация стала одним из них — партии игрушек красились методом окунания и последующей сушки. Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки министерства легкой промышленности СССР следил не только за производительностью, но и за условиями труда. Из отчета о работе Клавдиевской фабрики ёлочных украшений мы узнаём, что новая техника окрашивания и сушки удобнее ещё и с точки зрения организации рабочего пространства [3].

Также окраска игрушек производилась пистолетами-распылителями, которые повышали производительность в три раза по сравнению с ручной росписью.

Такие технологии использовались именно для увеличения тиража. На Всесоюзной технической конференции о прогрессивных методах в производстве стеклянных ёлочных украшений участники говорили о том, что уровень механизации остаётся низким, поскольку к 1967 году не было создано единой технологии производства. В решении, опубликованном после докладов, участники конференции рекомендуют фабрикам переходить на новую систему планирования и расширять ассортимент [4].

Конечно, помимо фабричных игрушек на советской ёлке были и сделанные своими руками. В книге «Как самому сделать ёлочные игрушки» А.Н. Строкова и А.И. Федосов предлагают множество различных способов сделать ёлочные игрушки.

Приятно смотреть на красиво убранную новогоднюю ёлку. Но ещё приятнее, если на ней висят игрушки, сделанные твоими руками. Изготовить такие игрушки можно не только дома, но и в школе, на уроках труда. Материалом для изготовления самодельных ёлочных украшений могут служить разноцветные лоскутики, обрезки цветной и белой бумаги, обёртки от конфет и чая, яичная скорлупа и скорлупа от грецких орехов, еловые и сосновые шишки, спичечные коробки, картон, вата и т.д.
Игрушки из яичной скорлупы
Чисто вымойте яйцо, проткните с двух сторон иголкой и удалите (выдуйте) из него содержимое. Пользуясь рисунком 19, изготовьте отдельные детали игрушки (колпачок, воротничок и уши), а затем раскрасьте скорлупу яйца. Подобным образом изготавливаются игрушки из шишек сосны и ели [5].

Советская ёлочная игрушка прожила несколько жизней, имела множество форм и смыслов. Не все они дошли до нашего поколения, но это не мешает старым игрушкам приобретать новое значение. Мы хотим взглянуть на её жизнь сейчас, глазами людей, которые практически не застали советскую эпоху.

Ирина Капитонова,
студентка 2-го курса магистратуры «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах»

Та самая ёлка, под которой я находила подарки от Деда Мороза, пропала, когда я училась классе в третьем или пятом, на рубеже миллениума, когда никто не мог объяснить, начался уже новый век или нет, я помню, как это всех волновало. Вместо старой советской появилась новая настольная ёлка с локоток, и крохотные игрушки к ней. Впрочем, тогда это не казалось чем-то плохим, наоборот, было ощущение, что новое — лучше, ярче, «взаправду», как в американских фильмах.

Старая ёлка пропала бесследно, а вот несколько игрушек с неё осталось у бабушки. Кстати, я совсем недавно перевезла их в Петербург, в этом ноябре.

Большинство я помню как бабушкины игрушки, не мои, а значит, ужасно притягательные: улитку, белочку, морского конька. Они казались мне настоящими диковинами.

Но есть одна игрушка, которую я помню как свою — бело-розовая шишка из материала наподобие очень плотного пенопласта, лёгкая, небьющаяся. Не особенно красивая, зато крепкая, только она прошла целой и невредимой сквозь все эти годы. А сколько не прошли! Сколько игрушек разбились от моей неловкости или кошачьего любопытства! Помню (мне тогда казалось) неземной красоты набор из двух стеклянных игрушек, шара и толстопузой сосульки, цвета апельсинового сока, с огромным павлином на боку. Тонкие и хрупкие, эти игрушки пережили всего один или два новых года, до чего же грустно было, когда они разбились!

Александра Костина,
cтудентка 1-го курса магистратуры «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах»

С детства помню небольшую квадратную коробку с ватой на дне, в которой мама хранила два больших стеклянных шара, жёлто-зелёного попугая и обезьяну (тоже из стекла). Эти игрушки всегда доставали вместе с другими, чтобы украшать ёлку, но никогда не вешали — тонкое стекло могло вот-вот хрустнуть. По рассказам мамы, это были игрушки её бабушки, и им уже почти век. Зачарованность от старины и искусности этих поделок увлекала меня с детства.

Мне и сейчас нравится доставать чуть потрескавшегося попугая, подносить к лампе и любоваться прозрачными переливами и блестящим клювом — прошло столько лет, а блёстки на нём сохранились.

Каждый год я отправляюсь на винтажные новогодние ярмарки в поисках вдохновения, чуда и блеска стеклянных старых игрушек. Их хрупкость похожа на свежий новогодний снег, а прозрачность — на чистый лёд, что веет воспоминаниями из детства.

Анна Смирнова,
студентка 2-го курса магистратуры «Глобальная и региональная история»

Я пережила три эпохи: живую ёлку, искусственную и никакой. Я помню, как от живой ёлки весь дом был в иголках, как сложно её было выбрасывать. Помню, как купили искусственную, и как быстро я стала выше её. Теперь мы её просто не наряжаем, но и эта эпоха должна когда-то кончиться.

В детстве я не осознавала ценности ёлочных игрушек — знала только, что главное их не разбить, но только потому, что разбивать что-то просто плохо. С возрастом я начала внимательнее смотреть на них и поняла, что они разительно отличны от тех, что я видела в кино и на красивых симметрично и однотонно украшенных ёлок в торговых центрах. Тогда очень хотелось новых игрушек — красивых шаров, звёзд и бантов. Только потом я увидела историю в своих игрушках, которые висели на ёлке за много лет до моего рождения. Здесь мало ностальгии по советскому, её скорее даже нет совсем. Это больше про историю семьи, про то, что когда-то эти игрушки были куплены бабушкой и дедушкой, вероятно, в 1970-х и даже раньше. Кажется, какие-то из них совсем старые. И в них особенная красота!

На ёлке с советскими игрушками как будто не нужна ни симметрия, ни сочетание цветов. Из этих игрушек складывается история: на ветке сидит белка с орехами, висят грибы и шишки, фонарики, мишура находится за хрупким стеклом прозрачного шара, а в самом центре сверху ёлки висят игрушечные куранты — и время без пяти полночь.

В этих игрушках история нескольких поколений, история эпохи. Надеюсь, они скоро снова окажутся на своем месте.

Фото Анны Смирновой
Константин Пирожков,
переводчик, выпускник факультета современных иностранных языков и литератур ПГНИУ

В Пермь, где я родился, родители приехали из Краснокамска. В этом небольшом городе-спутнике регионального центра жило всего полсотни тысяч человек, но в отличие от миллионной Перми, была своя фабрика детской игрушки, на которой изготавливали, помимо прочего, стеклянные ёлочные украшения. На ней много лет работал мой дедушка — пульверизаторщиком — тем, кто красит игрушки.

Были они маленькие — но и ёлки, на которых их вешали, были настольные, и у нас в пермской «однушке», и у дедушки с бабушкой. Но на них эти миниатюрные фонарики, сосульки, грибочки, смотрелись в своей пестроте просто сказочно!

Ведь, в отличие от современного тренда делать украшения одноцветными, раньше было чем разнообразнее, тем лучше. Некоторые из игрушек, разумеется, изготовленных на краснокамской фабрике, были уникальными, расписанными вручную, тонкой работы. Кроме чайников, вспомню фосфоресцирующее изображение спутника на шариках и фигурку космонавта. Подставку ёлки закрывали слоем ваты — одной и той же, так что по прошествии многих лет вид она имела довольно жалкий, зато вся в блёстках от ёлочного «дождя», а венчала её особая фигурка белого зайца с прозрачными глазами, в которую подводилась одна из лампочек гирлянды, овивавшей пластмассовое дерево. Живой ёлки у нас в семье не ставили, аромат дарили еловые веточки.

Однажды дедушка взял меня показать свою работу — было мне не больше пяти лет, так что запомнился лишь какой-то чан с краской, куда окунали ёлочные украшения, да другой цех, где делали деревянные игрушки. Но помню, как в школьном задании ко Дню Победы — в рассказе о дедушке, который начал работать ещё несовершеннолетним, на одном из пермских заводов в годы войны, с гордостью писал, что трудится он на игрушечной фабрике, живо представляя себе эти цеха.

Отец же мой в летние каникулы в старших классах подрабатывал там окунальщиком — макая игрушки в ведро с краской. Много лет проведя на нефтехимических предприятиях Индустриального района Перми и выйдя на пенсию, он занялся краеведением родного города, и в одной из своих книг рассказал и об этой фабрике, и о своих воспоминаниях, с ней связанных, о тех людях — стеклодувах, художницах и других, кто дарил жителям Прикамья новогоднюю радость.

Фото Сергея Пирожкова

Материал подготовили Ирина Капитонова, Александра Костина, Константин Пирожков, Анна Смирнова.
Редактор Юлия Воробьёва.

 

Примечания

[1] — Здесь и далее историческая справка основана на книге Аллы Сальниковой. Сальникова А. История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку. М.: НЛО, 2011.

[2] — Парпаров Е.М. Производство стеклянных елочных украшений М: Коиз, 1957.

[3] — Из опыта работы Клавдиевской и Теребовлянской фабрик ёлочных украшений. Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки министерства легкой промышленности СССР. Загорск, 1968.

[4] — Материалы всесоюзной технической конференции по обмену опытом в производстве стеклянных ёлочных украшений. Главное управление по производству игрушек МЛП СССР. Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки. Декабрь, 1967.

[5] — Строкова А.Н., Федосов А.И. Как самому сделать ёлочные игрушки. Орёл: Типо-литография Труд, 1958.