• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Остаёмся зимовать: 5 выставок для тех, кто проводит каникулы в Петербурге

От «покоя и радости» классической живописи до тревожных фантазий сюрреализма, от признанных мастеров до неизвестных художников, самостоятельно освоивших ремесло — этой зимой в Петербурге определённо есть, что посмотреть. Редакция «Своими словами» подобрала пять выставок, на которые стоит сходить в новогодние выходные.

Остаёмся зимовать: 5 выставок для тех, кто проводит каникулы в Петербурге

Фото Елены Смольковой, коллаж Катерины Маловой.

Покой и радость

В ЦВЗ «Манеж» до 30 января 2022 года

Картины Брюллова, Шишкина, Айвазовского, Куинджи, Левитана и многих других творцов помогут вам погрузиться в мир гармонии и беззаботной жизни. Произведения более 100 русских художников XIX века почти из 40 музеев России и зарубежья привезли, чтобы передать нам покой и радость. Многие работы хранились в запасниках, были скрыты от публики, поэтому каждый сможет найти для себя что-то новое.

Манеж предлагает хоть на пару часов забыть о душераздирающих страстях. Несмотря на все трудности XIX столетия, в те времена умели наслаждаться моментом. В экспозиции представлены прекрасные мотивы: прогулки, спокойные игры, музицирование. Здесь показана и солнечная Италия, и знакомые с детства русские пейзажи, и мягкие женские образы, и тихие домашние радости. Эти «вечные» темы помогут расслабиться и в наше непростое время.

На входе посетителей встречает умиротворяющая атмосфера аванзала, в котором можно легко покачиваться на качелях под облаками, без привычных заграждений. Повсюду звучит пленяющая фортепианная сюита Антона Батагова, во время создания которой автор вдохновлялся представленными картинами. Всё здесь настраивает на мягкость и помогает сконцентрироваться на прекрасном.

Для входа на выставку требуется QR код. Билеты можно приобрести только онлайн, есть скидки для студентов.

Константин Коровин. Из личных коллекций

В антикварной галерее «Петербург» до 20 марта 2022 года

160 лет со дня рождения Константина Коровина — прекрасный повод, чтобы показать в новом свете творчество одного из самых известных русских импрессионистов. Куратор собрал в одном пространстве малоизвестные живописные работы Коровина: лирические пейзажи, чарующие портреты и пышные натюрморты с сочными фруктами.

Особенно интересны букеты и фруктовые композиции: богатый колорит и техника пастозного мазка в полной мере передают живописное дарование мастера.

Выставку дополняют ароматные яблоки, гранаты и лимоны. Рядом расставлены деревья бонсай с переплетёнными корнями, а на стенах развешаны экспликации с отрывками воспоминаний живописца.

Он писал: «Я хотел показать весь поэтический ритм моей души, всю красоту и поэзию жизни на земле, которую боготворю, … и я буду счастлив, если часть моей души, осколок её, как поэтический отголосок, западёт в сердце каждого зрителя».

Коровин передал на холстах мимолётные яркие впечатления. Его жизнеутверждающее творчество наполнено светом и яркими красками, чего часто так не хватает в холодном зимнем Петербурге.

Для входа на выставку нужно пройти вглубь антикварного магазина. Есть скидки для студентов. Здесь же можно приобрести каталог выставки и открытки с работами Коровина.

Я — Достоевский. К 200-летию со дня рождения писателя

В Михайловском замке до 14 февраля 2022 года

В 1840-е годы Достоевский учился в Инженерном училище, поэтому неудивительно, что в Михайловском замке в этом сезоне проходит уже вторая выставка, посвящённая писателю. Рассказываем, почему стоит посетить экспозицию «Я — Достоевский».

Куратор выставки Вера Бирон включила в экспозицию произведения искусства, которые Достоевский упоминал в своих произведениях и статьях. Так, важное место в романе «Идиот» занимает картина Ганса Гольбейна «Мёртвый Христос в гробу». На выставке она представлена на стене в виде проекции, которая то появляется на тёмном фоне, то исчезает в лучах света. 

Всего на выставке шесть залов, проходя через которые посетители погружаются в различные этапы жизни писателя. Например, один зал связан с Петербургом и юностью, другой — с годами каторги (именно здесь представлен, пожалуй, главный экспонат — Евангелие, принадлежавшее Достоевскому). Центральное место в последнем зале занимают гигантский крест и портрет уже пожилого Достоевского. 

Рекомендуем прослушать аудиогид, который работники музея предложат вам на входе в первый зал. Актёры Александр Кудренко и Илья Дель озвучивают текст от имени Достоевского. Благодаря такой непривычной подаче информации, а также необычно выстроенному свету, на выставке создаётся камерная атмосфера, которую не хочется покидать. 

На входе необходимо предъявить QR-код. Приобрести билеты со скидкой для студентов можно только в кассах музея.

Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала

В музее Фаберже до 16 января 2022 года

На выставке, организованной совместно с фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе,  представлены одни из самых известных картин, изображающих Галу: «Атомная Леда», «Гала Плацидия», «Галарина», «Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка». Экспонируемые полотна были написаны в период с 1930-х по 1980-е: с момента знакомства Сальвадора Дали с Галой и до её смерти. На выставке также можно увидеть короткий фильм-зарисовку Дали «Сюрреалистический ужин Дали», несколько предметов, принадлежавших лично жене художника, и стереокартины с образами Галы. 

В хронологических справках на этикетках выставки главным действующим лицом также является именно Гала: в экспозиции показаны все этапы её жизни начиная с московского детства и поездки на лечение в Швейцарию до последних лет, которые Гала провела в качестве хозяйки замка Пуболь. Большой пласт биографии затрагивает её знакомства с такими художниками и писателями как Поль Элюар, Макс Эрнст, Рене Шар, Рене Кревель. Но, конечно, в центре внимания — её отношениям с главным сюрреалистом ХХ века Сальвадором Дали, в которых Гала проявляла себя не только как муза, но и как любовница, жена и бизнес-партнёр.

Вся выставка, вслед за документальным фильмом, который можно посмотреть в одном из залов, рассказывает историю Галы как отдельной личности, значимой персоны своей эпохи, которая являлась одновременно соавтором и частью творчества Сальвадора Дали.

Для входа в музей необходимы QR-код и любое удостоверение личности. Можно приобрести билет только на выставку или комплексный билет, позволяющий также осмотреть основную экспозицию музея. Есть студенческие скидки.

Вне истеблишмента

В Мраморном дворце Русского музея до 10 января 2022

Инструменты из пластилина, дома из картона и необычные женские портреты — всё это можно увидеть на «Вне истеблишмента», объединяющей работы шести художников с особенностями ментального развития.

Выставка — не только высказывание о том, как важно поддерживать самобытных авторов. Кураторы обратили внимание и на значимость произведений самих по себе. В этом смысле «Вне истеблишмента» — первая в своём роде. Она сфокусирована на том, «как» говорит искусство таких непрофессиональных художников. 

В 2020 и 2019 годах в Мраморном дворце уже проводились инклюзивные выставки («Поймать большую рыбу» и «Ар Брют. Сближения»). Однако «Вне истеблишмента» (вне популярности, вне влияния) — совсем другая: если до этого экспонировались работы из благотворительных фондов и социальных организаций, то в этот раз выставка составлена из творчества 6 художников с собственным индивидуальным стилем: Алексея Сахнова, Юлии Косульниковой, Алексея Барова, Александра Савченко, Ильгара Наджафова, Сергея Федулова. 

Уникальность экспозиции Мраморного дворца ещё и в том, что кураторы использовали альтернативные методы общения в с посетителями. Например, создатели выставки при оформлении пространства обратились к технологии упрощенного чтения easy-to-read: это даёт возможность по-новому ощутить текст, изменить своё восприятие (как его меняют ментальные особенности). 

На входе необходимо предъявить QR-код. Есть скидки для студентов при покупке билетов в кассе музея. Выставка находится на втором этаже Мраморного дворца, сразу после постоянной экспозиции.

 

Материал подготовили Екатерина Лебедева, Мария Ралько, Елена Смолькова, Алёна Федюкина.
Редактор Ирина Капитонова.