• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трилогия «Тёмные начала»: в поисках достойной экранизации

Трилогия англичанина Филипа Пулмана наполнена противоречиями и не вписывается в привычные рамки «детского чтения». Специально для журнала «Своими словами» Екатерина Кисляк рассказывает, почему книги так сложно экранизировать и разбирается в том, почему сериал получился гораздо лучше, чем фильм. Осторожно! В статье есть спойлеры к первой части трилогии.

Трилогия «Тёмные начала»: в поисках достойной экранизации

Фото Alan D. Wilson (Nature’s Pic’s Online), jean52photosstock (Pixabay), коллаж Катерины Маловой
Осторожно, в статье есть спойлеры! 

Первая часть трилогии «Тёмные начала» была опубликована на два года раньше первой книги о Гарри Поттере, но несмотря на это истории не удалось снискать такой же популярности. Читать «Тёмные начала» оказалось гораздо труднее, в каком-то смысле более дискомфортно, а вокруг этических и религиозных вопросов, поднятых автором, споры не прекращаются до сих пор. 

В 2007 году на экраны вышел фильм по первой части трилогии. В картину вложили много средств, пригласили звёздный состав: Николь Кидман, а также Дэниэл Крейг и Ева Грин, которые на тот момент уже прославились благодаря фильму о Джеймсе Бонде «Казино „Рояль“». И всё же фильм фактически провалился в прокате, его не оценили даже поклонники творчества Пулмана, а съёмки следующих фильмов цикла так и не начались. 

Только в 2015 году появилась информация о том, что историю намерены перенести на экраны ещё раз, но уже в формате сериала, пообещав исправить ошибки предыдущей версии. В главных ролях: Дафни Кин в роли Лиры, известная по фильму «Логан», Джеймс Макэвой в роли Лорда Азриэла и Рут Уилсон в роли миссис Колтер. Мировая премьера первой части состоялась в ноябре 2019 года. 

Может показаться, что Пулман предложил нам привычное подростковое фэнтези, из-за чего его немедленно поставили в один ряд с «Гарри Поттером», объявив «обычной сказкой» и быстро забыли, но на самом деле писатель рассказал совершенно другую историю, имеющую лишь формальное отношение к этому жанру. Сам Пулман всегда настаивал на том, что «Тёмные начала» написаны в жанре твёрдого реализма [1]. При этом о фэнтези писатель отзывался нелестно: Пулман видел проблему жанра в психологической недостоверности: по его мнению, дело не только в прорисованности характеров, но и в моральной правдивости. И всё же собственное воображение упорно толкало его на этот путь: 

И вот, я был совершенно смущён и ошеломлен, что чувствую себя настолько дома в жанре фэнтези, так как раньше всё время считал фэнтези низким жанром, не слишком интересным и обладающим невеликим потенциалом [2].

Чтобы разрешить возникшую творческую дилемму, автор замыслил поставить фэнтези на службу реализму. Он воспользовался жанром как инструментом, чтобы передать читателям свои знания о мире и людях. Для Пулмана самое главное — человеческая психология, а ведьмы, бронированные медведи и ангелы нужны, чтобы раскрыть её и переосмыслить. Именно поэтому главный герой — человек, а все вымышленные существа (даже медведи) испытывают вполне человеческие чувства. 
Центральным персонажем всей истории становится двенадцатилетняя девочка Лира, сирота, живущая под покровительством учёных в вымышленном Оксфорде. Действие происходит в параллельном мире, очень похожем на наш, но со своими особенностями вроде магических предметов и деймонов. 

Деймон — часть человеческой личности (часто также используется термин «душа» [3]), воплощённая в материальную форму животного. Человек и деймон связаны неразрывными узами: они оба чувствуют боль, если отдаляются друг от друга, а смерть одного неизбежно приводит к смерти другого. Деймоны в некоторой степени самостоятельны: они могут говорить, способны выражать своё мнение, но эмоции обычно разделяют с своим человеком.

Отношения между деймоном и человеком невероятно важны: они указывают на отношение человека к самому себе, принятие или непринятие своего «я». Деймоны выступают в роли своеобразного «маркера», по которому можно судить о человеке. В книге упоминается, что многие люди остаются недовольны окончательной формой своего деймона и страдают, поскольку не могут примириться с самим собой. 

Фильм 2007 года как будто бы отказывается от этой концепции: картина абсолютно не затрагивает психологию отношений между человеком и его деймоном. Деймоны больше похожи на компаньонов, волшебных зверьков, которые нужны, чтобы помогать герою во время путешествия. Они остаются обычным фэнтезийным элементом, любопытной деталью, но раскрывают идею, заложенную автором трилогии. 

В сериале психологический аспект выходит на первый план, из-за чего многие персонажи раскрываются глубже, им становится легче сопереживать. Особенно хорошо это заметно на примере отношений миссис Колтер с её деймоном. В сценах, когда ей особенно трудно взять собственные эмоции под контроль, деймон пытается проявить чувства, утешить и поддержать её, но в ответ получает отказ, а иногда она даже причиняет ему физическую боль. Кроме того, золотая обезьяна не разговаривает, тогда как другие деймоны могут свободно общаться и взаимодействовать со своими людьми. У него даже нет имени. Всё это иллюстрирует отношение миссис Колтер к самой себе. Она категорически не принимает ту себя, которую видит в деймоне, постоянно его подавляет, будто боится столкнуться с правдой. Их отношения — ключ к пониманию персонажа. 

Важно то, что деймоны детей способны менять свою форму, пока те не повзрослеют. Потом они выбирают для себя один облик и остаются в нём до конца жизни. Когда деймон определяется с формой, происходит переход от невинности к опыту [4], а человек становится взрослым. Это ключевой момент для понимания всей истории. Тему взросления Пулман делает центральной. Для него потеря детства не является чем-то плохим, а наоборот, необходимым событием в жизни человека, поскольку только так можно глубже понять этот мир, самих себя и обрести мудрость. Этим Пулман отсылает нас к эссе Генриха фон Клейста о театре марионеток [5], которое во многом повлияло на создание трилогии. 

Но моя история — вовсе не о том, как прекрасно быть ребенком, и главный ее принцип — не сожаления и ностальгия по прошлому. Это история о том, что необходимо взрослеть, и главный ее принцип — реализм и надежда [6]. 

Для Пулмана единственно возможной оказывается та реальность, в которой человек легко прощается с детством и смело вступает во взрослую жизнь, обнаруживая в накоплении и передаче знаний саму суть существования и истинное наслаждение.  

Тема религии, которую Пулман сделал пусть и не главной, но безусловно важной частью своей истории, оказалась существенным камнем преткновения для любой экранизации. Дело в том, что в мире Лиры власть принадлежит церковной организации под названием Магистериум, которая контролирует все сферы жизни, в том числе и науку. Любые научные идеи, если они идут вразрез с религиозным учением, отвергаются, а люди всерьёз ведут разговоры о ереси. 

Всё становится только хуже, когда учёные обнаруживают новый вид элементарных частиц и называют их Пылью. По неизвестным причинам Пыль оседает только на взрослых, обходя детей стороной до тех пор, пока их деймоны не принимают окончательную форму в период половой зрелости. Магистериум приходит к выводу, что Пыль — это физическое проявление первородного греха, с этого момента её начинают исследовать, чтобы уничтожить. 

Пулман специально обращается к преданию об Адаме и Еве, поскольку для него этот  миф непосредственно связан с главной темой истории — взрослением и получением знания. Писатель берётся рассказать об этом с другой точки зрения и показать, что первородный грех привёл не к несчастью и смерти, а к началу развития, появлению самосознания и обретению жизненного ориентира. 

Важно понимать, что для Пулмана Бога не существует, а любая религия, будь то христианская или гностическая — просто набор мифов о создании мира и появлении первых людей. Однако Пулман выступает не столько против религии, сколько за то, чтобы не возлагать всю ответственность за наши деяния (плохие или хорошие) на вымышленных существ. Писатель также протестует против ограничения или подавления знаний, ведь только их распространение и приумножение поможет нам найти ответы на все наши вопросы, религия же их дать не может. 

Магистериум боится Пыли: ему легче окрестить её чем-то зловещим и уничтожить любой ценой, чем разобраться в её природе. В ходе исследований, которыми занимается специальный орган, именуемый Жертвенным Советом, находится способ избавиться от Пыли: для этого нужно разделить ребёнка и деймона до того, как тот принял окончательную форму. Эксперименты проводятся тайно: детей похищают и увозят на Север. Однако всё идёт не совсем гладко. Механизм не налажен, исследователям приходится действовать вслепую, из-за чего многие дети погибают практически сразу, а другие, теряя часть своей личности, становятся похожи на зомби. Для Лиры и других людей, не разделяющих взгляды Магистериума, подобные действия видятся чудовищными и аморальными, ведь существование человека без связи с деймоном противоречит законам природы этого мира.

Традиционно принято считать, что Пулман противопоставляет религиозной точке зрения научную в лице благородных учёных из Оксфорда, с которыми живёт Лира, и Лорда Азриэла, который тоже исследует Пыль. По сюжету она попадает в мир Лиры из другой вселенной, существование которой Лорду Азриэлу удалось доказать при помощи науки. Учёный тоже желает уничтожить Пыль, но для этого ему необходимо попасть в другой мир, чтобы раз и навсегда уничтожить её первоисточник. 

Кажется, что именно Лорд Азриэл, используя научный подход, сможет противостоять жестокому Магистериуму, но Пулман даже здесь не оправдывает читательских ожиданий. В конце первой книги ему удаётся открыть проход между мирами ценой жизни Роджера, лучшего друга Лиры, которого она сначала спасает от Жертвенного Совета, а потом, сама того не осознавая, приводит на смерть. Чтобы создать портал, Лорд Азриэл использует энергию, которая высвобождается при разделении человека и деймона. Эта сцена в первой части, пожалуй, самая жестокая: мальчику удаётся освободиться, но с утёса сходит снег, и Роджер скатывается вниз, но его деймон остаётся наверху, его удерживает снежный барс (деймон Лорда Азриэла). Связь между ними разрывается и Роджер погибает. 

Интересно то, что в сериале Лорд Азриэл даже извиняется перед мальчиком, но его вера в идею гораздо сильнее любых моральных терзаний. Выходит, что между увлечённым учёным и Магистериумом нет существенной разницы. Автор описывает лишь восторг героя от того, что ему удалось осуществить задуманное, убийство ребёнка для него ничего не значит. Этим Пулман показывает, что пересечь черту может каждый. 

Неоднозначность героев — то, что привлекает в «Тёмных началах» больше всего. Границы между добром и злом размываются с каждым сюжетным поворотом. Это действительно подкупает: в мире Пулмана даже родители ужасно далеки от образа «мудрых защитников». Они эгоистичны, часто ошибаются и любят так, как умеют, но и у них есть черты, достойные восхищения.

В сериале нравственной амбивалентности уделяется гораздо больше внимания, чем в фильме, но до беспощадности оригинала ему далеко. В особенности это касается миссис Колтер. В картине ей добавили одиночных сцен, чтобы глубже раскрыть характер и оправдать её поведение хотя бы по отношению к Лире. В какой-то момент она даже вызывает у зрителя сострадание. 

В фильме 2007 года граница между добром и злом слишком чёткая, персонажей можно легко разделить на плохих и хороших, что делает их весьма поверхностными. Но фильм проигрывает не только в этом: в него не вошла последняя сцена с убийством Роджера, в которой Лира решает отправиться в другой мир и самой выяснить природу Пыли. Именно здесь Пулман приводит главную героиню к пониманию того, что Пыль не обязательно должна быть связан с чем-то плохим, ведь взрослые могут и ошибаться. 

Главный недостаток фильма — упрощение смыслов. Все связи Пыли с первородным грехом, любые упоминания о религии и вся психологическая сложность отношений между человеком и деймоном удалены. В итоге получается добротная приключенческая сказка, в которой маленькая девочка дружит с огромным медведем, спасает детей и побеждает злую колдунью.

Даже фэнтезийный мир в «Золотом компасе» вышел слишком радужным, тогда как на самом деле вселенная «Тёмных начал» мрачная, жестокая, но по-своему прекрасная. В книге много тяжёлых моментов: Лира сталкивается с одиночеством, смертью и предательством родных людей, но именно так она взрослеет и становится сильнее. Создатели сериала, напротив, не стали уходить от жестокости, что неудивительно, учитывая успех «Игры престолов», более того, они даже не побоялись открыто говорить о религии. 

Конечно, можно бесконечно долго ругать фильм за обрубленную концовку, немыслимое упрощение сюжета и отказ от психологической глубины. Очевидно, что в два часа невозможно уместить столь серьёзные темы, адаптировать каждую сцену и не забыть про фэнтезийный багаж. По пути избежать волны критики (по понятным причинам её было достаточно) и в конце заработать.

Многосерийный формат здесь гораздо уместнее: он позволяет последовательно, с любовью к деталям раскрывать весь удивительный и сложный мир «Тёмных начал». Нельзя сказать, что сериал вызывает бурю эмоций, но у него определённо выходит заинтересовать нового зрителя необычной вселенной и порадовать поклонников, которые готовы простить адаптацию за мелкие сюжетные перестановки в угоду большей эмоциональности и высоко оценить глубокую психологическую достоверность, уважение к вселенной и отсутствие предрассудков. 

В 2017 году Пулман написал приквел к своей трилогии, а в 2019 году выпустил ещё одну часть, в которой события разворачиваются уже после окончания основной истории. Сериальное воплощение «Тёмных начал» тоже расширяется — третий сезон должен выйти на экраны в 2022 году, и автор этой статьи надеется, что после этого ещё больше зрителей смогут полюбить удивительную вселенную Пулмана.

 

Материал подготовила Екатерина Кисляк.
Редактор Ксения Севастьянова.

 

Примечания

[1] — Пулман Ф. Голоса деймонов. М.: АСТ, 2017. С. 76. 

[2] — Пулман Ф. Указ. соч. С. 238.

[3] — Стоит отметить, что Филип Пулман является убежденным атеистом, и поэтому вряд ли вкладывает в термин «душа» тоже самое, что подразумевает под этим религия. В этом смысле «часть личности» гораздо более корректный термин. 

[4] — Пулман Ф. Указ. соч. С. 39.

[5] — Пулман Ф. Указ. соч. С. 40.

[6] — Пулман Ф. Указ. соч. С. 32.