• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Pro et Contra: о двойственности Достоевского

Мы посетили новую литературную экспозицию музея Достоевского и поговорили с Александрой Александровной Чернышовой, научным сотрудником, о том как биография писателя находит своё отражение в обновлённом пространстве контрастов и интерактивных формах.

Pro et Contra: о двойственности Достоевского

Фото Алёны Федюкиной, коллаж Софьи Ткачук

В середине сентября в литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского открылась новая постоянная литературная экспозиция. Длительная подготовка (более трёх лет) воплотилась в проект «Pro et Contra», название находит своё отражение в представлении материала: внутренняя и внешняя борьба между автором и его героями, между начинающим писателем и создателем великого пятикнижия. Контрастный мотив поддерживается оформлением выставочных залов — тёплая сепия фотографий и рисунков на фоне холодных тёмных стен. Пройтись можно не только по залам экспозиции, но и дорогами знаменитых героев. На отедльном экране представлен путь маленькой Нелли, «раздвоившегося» Голядкина, и, конечно, потерянного Раскольникова. 

Руководством музея проделана уникальная научно-исследовательская работа, собраны редкие цитаты, тексты, фотографии. Так, кураторы с особой торжественностью презентуют «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, вдохновившего писателя на создание образа Петра Верховенского. Советуем обратить внимание на редкие иллюстрации к роману «Бедные люди» Надежды Верещагиной-Розановой и ознакомиться с текстом недописанного романа «Житие великого грешника». На экспозиции также представится возможность увидеть в оригинале как и скандальную главу из «Бесов», исключённую самим Достоевским, так и его показания по делу петрашевцев. Даже если вы думаете, что знаете о Ф.М. Достоевском всё, то это отличная возможность проверить себя. Думается, вы будете приятно удивлены. 

Александра Чернышова,
научный сотрудник литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского

В чём уникальность только что открытой экспозиции? 

Это четвёртая экспозиция музея, предыдущей было 13 лет. Она была оригинальной и впечатляющей, театрализованной — человек заходил и мгновенно погружался в мир Достоевского. Многие посетители часто говорят: «Как же так, больше не будет этого чёрного зала?»

Новую литературную экспозицию мы бы охарактеризовали не как экспозицию-впечатление, а как экспозицию — литературный комментарий.

Она настолько подробная, в ней собрано такое множество материалов, что теперь рассказ научного сотрудника может быть как очень коротким, потому как выставка говорит сама за себя, так и бесконечно длинным, потому что освещены те темы, которых не было в прошлый раз. «Житие великого грешника» в романном зале теперь представлено в полной мере — насколько это возможно в литературной экспозиции, дополнен материал о раннем творчестве писателя. Конечно, и сама структура особая, название – «Достоевский: pro et contra» («Достоевский: за и против»), а потому некоторые экспозиционные «узлы» находятся друг напротив друга не случайно.

Например, стоя возле Инженерного замка, можно видеть «узел» с Петропавловской крепостью — это тоже перекличка, ведь из окон Инженерного училища Фёдор Михайлович мог видеть то самое жандармское управление, где он оказался после обыска по делу петрашевцев в своей квартире 23 апреля 1849 года. Другая часть посвящена петрашевцам и размещена ровно напротив материалов о романе «Бесы». Неподготовленный посетитель не сразу сможет это уловить – мешает перегородка, которая стоит между двумя залами. Сейчас невозможно игнорировать развитие технологий, они раздвигают границы. Так, экран «Петербург Достоевского, мне кажется, абсолютно исчерпывающий  —  в нём собраны и маршруты героев, и их адреса, причём они не типичные, как когда мы говорим про роман «Преступление и наказание», а названия улиц, переулков романа «Подросток», повестей «Двойник», «Неточки Незвановой», все биографические адреса писателя. Все это — колоссальная работа, проделанная замдиректором музея по научной деятельности Борисом Николаевичем Тихомировым. Другие экраны, которые включены в литературную экспозицию, расскажут о заграничных путешествиях Достоевского. Это отдельная история, целое направление изучения творчества классика. Также есть экраны, в которых собраны отклики, отзывы, мысли современников Фёдора Михайловича и наших – известных людей, которые каким-либо образом были связаны с творчеством писателя.

Получается, интерактивные элементы новой литературной экспозиции — это нововведение, на предыдущих экспозициях их не было?

Одно время в среде музейщиков было очень модно делать выставки с использованием технологии дополненной реальности. Но это сложно реализовать технически, даже для посетителей — необходимо устанавливать дополнительный софт на свой смартфон. Если что-то пойдет не так эффект моментально будет разрушен. Поэтому Музей Достоевского предпочел более надёжный вариант интерактива. От посетителя не требуется ничего — только прийти в музей. Если сделать это здорово, в духе времени и на какой-то временной выставке — да, но мы говорим об экспозиции, которая может просуществовать ближайшие десять лет. Поэтому мы выбрали более классический приём — выдвижные ящики, чтобы поместить ещё больше материалов и чтобы сформировать те самые три уровня ознакомления с экспозицией по законам музейного жанра: один уровень, лежащий на поверхности — приходит посетитель, который пришёл без всего, он просто читает этикетки. Другой уровень — пришёл посетитель более подготовленный, которому нужно больше информации — это посетитель, который берёт аудиогид и очень подробно всё слушает, и перед ним не только этикетки, возникают какие-то портреты или документы, он начинает понимать, что, зачем и как. Хотя, в принципе, даже без аудиогида, на экспозиции всё очень хорошо биографически сложено, и в этикетках есть необходимые объяснения, почему это тут появилось, то есть, не просто какое-то письмо Белинского к Гоголю, а что это то самое письмо, то самое Евангелие, которое Достоевскому передали жёны декабристов. И третий уровень — когда человек уже специалист, ему нужно больше, он приходит и заказывает экскурсию, идет с научным сотрудником по залу, открывает ящики, уже очень подробно исследует пространство. 

Что послужило толчком для создания новой литературной экспозиции, чем она вдохновлена? 

До этого было уже столько классических залов, причём, работали над этой экспозицией те же сотрудники, которые работали и над предыдущими залами, и понимали, какие они были. Важно было действительно создать что-то новое. 

Таким толчком, наверное, послужила сама биография Достоевского, в которой есть какие-то такие странные отклики.

Научному сотруднику очень легко двигаться в этой литературной экспозиции. Я могу говорить о «Преступлении и наказании» и о Раскольникове, который «не старуху убил, а себя убил», как он говорит в финале романа, и тут же подойти к «Братьям Карамазовым» и процитировать эпиграф из Евангелия про пшеничное зёрнышко [«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» — эпиграф к роману «Братья Карамазовы»  —  Е.Х.], потому что эти слова о том же и говорят. Или я могу стоять, например, у «Идиота” и рассказывать про смерть Сонечки, первой дочери Достоевских, и вспомнить о том, что ровно через десять лет умирает младший сын Алёша, и тоже подойти к этой части, рассказать об этом трагическом моменте. То есть, сама биография писателя продиктовала эту структурность, но художественное решение было подсказано музейным художником, который работал над экспозицией. Контентом, сюжетом занимались Борис Николаевич Тихомиров и директор музея, Наталья Туймебаевна Ашимбаева.

Что больше всего привлекает посетителей на этой экспозиции? 

Экспозиция только открылась. Два года мы показывали только мемориальную квартиру, теперь люди заходят в новый зал и теряются от обилия информации. Возможно фоны, подготовленные Михаилом Бычковым, известным художником-иллюстратором. Многим знаком его стиль ещё по детским книжкам, это очень впечатляет. Ну что больше всего притягивает… Экспозиция такая притягательная в своей наполненности, что там можно очень надолго застрять. Хочется, конечно, пошутить, что школьные группы больше всего привлекают скамейки, которые там стоят, но мы этого делать не будем. (Смеётся). 

Есть ли какой-то отдельный экспозиционный узел, может, даже отдельный экспонат? Самый ценный, самый необычный экспонат, или тот, без которого не обойтись, который связывает всё воедино? 

Ну, я сейчас слукавлю, но скажу. На прежней экспозиции действительно так и было — это был Ганс Гольбейн и вот то самое окно, которое выходит на Кузнечный переулок. Сейчас, поскольку экспозиция такая насыщенная, мне очень сложно что-то выделить, даже маску посмертную не всегда замечают. Но мне кажется, что экспонат, который не может быть не замечен, это окно в литературной экспозиции, из которого видно храм и Кузнечный рынок — оно даёт нам повод говорить о мире Достоевского, о его двойственности. Мне кажется, из-за того, что это просто окно, которое не насыщено больше ничем, никакими смыслами, оно и притягивает внимание всех посетителей. Ну, мне хочется в это верить, может быть, я и ошибаюсь. Надо посмотреть ещё — что будет дальше. 

 

Материал подготовили Александра Костина и Елена Хохлова.
Редактор Юлия Воробьёва.