• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Бегство на Север»: последняя выставка Евгения Скрынникова

20 октября, за день до открытия своей выставки, на 92 году жизни скончался Евгений Скрынников — один из старейших членов Московского Союза художников. Сейчас его работы хранятся в коллекциях Третьяковской Галереи и в Кабинете Гравюр Пушкинского музея. Редакция журнала «Своими словами» посетила последнюю выставку Скрынникова в галерее «Сад».

«Бегство на Север»: последняя выставка Евгения Скрынникова

Фото Wirestock, коллаж Анны Матвеевой

Выставку «Бегство на Север» Евгений Семёнович стремился сделать уже довольно давно. Ему хотелось показать в Москве свои новые картины, в частности аппликации на досках, которыми он занимался в последние годы. Эти работы сделаны в смешанной технике — на деревянные доски наклеена береста, картон и другие материалы. Выбор такой техники не случаен. С начала нулевых у художника всё сильнее портилось зрение, а в последние годы он почти совсем ослеп. Зрение больше не позволяло художнику работать как раньше в таких видах искусства, как живопись или графика. Тем не менее, жажда творить не угасала, поэтому Евгений Семенович решил создавать аппликации с использованием больших кусков материала — причём делал их художник в основном на ощупь. 

Основой для большинства сюжетов этих работ послужила Библия. Значительное место среди аппликаций занимает цикл, вдохновением для которого является жизнеописание святого Ферапонта Белозерского. Определенные сцены из жизни монаха узнать в работах довольно сложно. Эти картины скорее продукт проживания художником жизни Ферапонта, рассуждение на тему того, что бы он делал на месте монаха. Побочный эффект такого вживания в роль — чрезвычайная схожесть изображенного на портретах Ферапонта и самого Евгения Семёновича. 

Выбор этого святого в качестве персонажа работ художника обусловлен связью монаха и важного для Евгения Семёновича места, села Ферапонтово. Ферапонт основал Ферапонтов монастырь, ныне находящийся в Вологодской области. В окрестностях этого монастыря у Скрынникова был дом, в котором он жил начиная с конца 80-ых годов. Выбор этого места был не случаен: село Ферапонтово и его  окрестности — один из культурных центров, где живет много деятелей искусства. Оно стало центром притяжения как раз из-за Ферапонтова монастыря, а точнее из-за фресок Дионисия, которыми он украшен. Эти прекрасно сохранившиеся росписи являются уникальным памятником церковно-храмовой росписи в северо-восточной Руси. Из-за всех этих факторов село Ферапонтово стало для Скрынникова источником творческих сил. 

Несмотря на то, что выставку предполагалось составить из последних работ, её часть, тем не менее, состоит из более старых картин, самые ранние из которых были написаны Скрынниковым в конце 90-х. Эта часть представлена в основном пейзажами из Ферапонтово, написанными маслом, однако есть также несколько интерьеров и портрет жены художника. 

Причиной некоторой разношёрстности выставки является то, что собирать её галерее «Сад» было довольно тяжело из-за частичной потери картин художника. У Скрынникова дважды сгорал дом, причем вместе с ним сгорало и большое количество картин, там хранившихся. Потери были не огромные, но ощутимые, поэтому, несмотря на большую, продуктивную работу художника на протяжении долгих лет от нескольких периодов его творчества осталось лишь несколько картин.  

Несмотря на долгую, сложную жизнь, Евгений Семёнович даже в глубокой старости оставался светлым и рассудительным человеком, что можно увидеть даже через его работы. Творчество этого художника, как и он сам, многогранно и удивительно, и до 20 ноября у вас есть шанс познакомиться с его частичкой в галерее «Сад» в Переделкино.

 

Материал подготовила Анна Матвеева.
Редактор Ксения Севастьянова.