• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И юный октябрь впереди: четыре взгляда на революцию 1917 года

Какой была революция в глазах восставших масс, вождя мирового пролетариата, случайно попавшего в гущу событий крестьянина-неудачника или американского журналиста? Сергей Байгушев предлагает взглянуть на четыре разных Октября — от идеологически-пафосного до комедийного.

И юный октябрь впереди: четыре взгляда на революцию 1917 года

Фото Diana Smykova, коллаж Софьи Ткачук

Октябрьская революция 1917 года оказала огромное влияние на всю мировую историю XX века. Власть Советов, установленная тогда, впоследствии выросла в могущественную сверхдержаву, ставшую сильным игроком на геополитической арене в течение следующих семидесяти лет. Поэтому неудивительно, что в СССР революция воспринималась как ключевое событие, память о котором с трепетом проносилась сквозь года. Каждая годовщина Октября отмечалась с помпезностью и масштабом: демонстрации трудящихся, военные парады, выход на трибуны Мавзолея главы государства. Даже с началом Великой Отечественной войны эти мероприятия не отменялись: когда над столицей нависла угроза захвата нацистской Германией, войска с парада шли прямиком на фронт, защищать свою страну. Неудивительно, что в массовой культуре СССР Октябрьская революция также занимает особое место: юбилейные монеты, марки, книги и, конечно же, фильмы. Картин, отображающих непосредственно события революции, в Советском Союзе было снято довольно много, некоторые попытки представить эти события предпринимались и на западе. Мы выбрали несколько знаковых фильмов, которые помогут современному любителю кино лучше представить те знаменательные события и посмотреть на них с разных ракурсов.

 

«Октябрь», реж. Сергей Эйзенштейн, Совкино, 1927 год.

Октябрь

Сергей Эйзенштейн, 1927

Один из столпов раннего советского кинематографа, Сергей Эйзенштейн в своей «Автобиографии» написал следующие слова: «Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое — она сделала меня художником». И неудивительно, что в фильме о событии, настолько важном для государства и для режиссёра лично, его талант раскрылся в полной мере. Установка «Эйзенштейн-художник», которая была видна и в двух прошлых частях «революционной серии» («Стачка», «Броненосец “Потёмкин”»), окончательно закрепилась в «Октябре» — квинтэссенции агитационного советского кино 20-х годов.

Фильм повествует о событиях февраля — октября 1917 года: от установления временного правительства во главе с Александром Керенским до вооружённого восстания партии большевиков, окончившегося штурмом Зимнего дворца, ликвидацией действующей власти и установлением власти Советов.

Самое главное, что бросается в глаза при просмотре «Октября» — это его динамика. Эйзенштейн совмещает в фильме два вида монтажа. Первый — «монтаж аттракционов» — проявляется в агрессивно-эмоциональной подаче изображения. Кадры сменяют друг друга с поразительной быстротой, подгоняемые музыкой. «Монтаж аттракционов» позволяет режиссёру направлять настроение зрителей в нужное русло и в какой то степени управлять их эмоциями. Второй тип монтажа — «интеллектуальный», предназначенный создать определённые ассоциации у зрителей с помощью идущих друг за другом кадров. Так, например, православные обряды, показанные в «Октябре», показываются в одном ряду с языческими божками, что представляет религию как пережиток времени, а Керенский и его оппонент, генерал Корнилов, изображены как две статуи Наполеона Бонапарта, смотрящие друг на друга, что подчёркивает их амбициозность.

Из-за совмещения прямолинейных, но эффектных монтажных приёмов фильм даже сейчас смотрится довольно бодро и вдохновляюще: хочется бросить всё и бить проклятых капиталистов-угнетателей.

На момент выхода «Октября» в прокат он был новаторским в отношении подачи действия. Творение Эйзенштейна — отличный пример киноискусства раннего СССР, и его стоит посмотреть, как минимум, с исторической точки зрения, а как максимум, для того, чтобы увидеть, как была изображена Октябрьская революция художником, которому она помогла раскрыть свое предназначение.

 

«Ленин в октябре», реж. Михаил Ромм, Мосфильм, 1937 год.

Ленин в Октябре

Михаил Ромм, 1937

Одной из главных задач «Октября» также было показать роль масс как ключевой движущей силы в истории России, поэтому фильм практически не фокусировался на деяниях конкретных личностей, и это стало поводом для претензий. Критики отмечали, что Владимира Ленина на экране катастрофически мало, и это действительно было так. Спустя 10 лет после выхода фильма Эйзенштейна Михаил Ромм попробовал это исправить.

«Ленин в Октябре» был выпущен в прокат в 1937 году. В фокусе внимания в этот раз оказалась не сама революция, а роль вождя мирового пролетариата в ней. Ленин, сыгранный Борисом Щукиным, тайно приезжает в Петроград из Финляндии, чтобы возглавить большевиков, в то время как усилия временного правительства брошены на то, чтобы найти и убить его, а затем подавить восстание.

С первых же кадров видно, что из себя представляет Ленин в картине Ромма: он выступает в образе доброго, родного дяди, который мягко пресекает все попытки обращения к себе, как к человеку высокого статуса.

Так, Ленин спит на полу, укрывшись чужим пальто, отказываясь занять кровать своего телохранителя Василия, поскольку сейчас постель нужнее его беременной жене. Борис Щукин также придал карикатурность образу вождя: его Ленин картавит, эмоционально жестикулирует, заразительно смеётся и держит руки либо высоко на поясе, либо в карманах жилета, точно персонаж анекдотов про него же самого. Единственный раз, когда сквозь образ доброго дядюшки Ленина проступает политическая жёсткость вождя — во время чтения письма с известием о том, что в деревне родственники Василия поубивали местных помещиков. «Что же, очень толковое письмо», — отвечает Ленин.

При всей несерьёзности образа, Ленин сосредоточен на своей миссии, и весь фильм зрителю прививается мысль, что именно он — ключ к победе большевиков. «Мы назначили на сегодня восстание! Оно идёт сейчас, сию же минуту, а я буду сидеть здесь?» — отвечает Ленин своему телохранителю, когда тот не пускает его в Смольный, чтобы защитить от возможной облавы, и эта фраза характеризует главного героя во всей красе. Как это восстание свершится без него?! Да никогда! Ключевое положение Ленина подчёркивается и тем, как к нему относятся другие персонажи: рабочие обращаются к нему с максимальным почтением, Феликс Дзержинский накидывает на плечи Ленина плащ, чтобы он не замёрз, а Керенский нетерпеливо спрашивает своих министров: «…а почему до сих пор не пойман Ленин?».

Также в картине прослеживаются некоторые политические тенденции 30-х годов: видные партийные лидеры Лев Каменев и Григорий Зиновьев представлены как враги-предатели, из-за которых революция чуть не была задушена в зачатке, так как за год до выхода фильма они предстали перед судом за контрреволюционную деятельностью и были расстреляны. Но даже если зрители и замечали это, то они были слишком очарованы образом главного героя. Вождь мирового пролетариата в картине Ромма — не живой человек, а живой миф, который старательно прививался советским гражданам.

 

«Первый посетитель», реж. Леонид Квинихидзе, Ленфильм, 1965 год.

Первый посетитель

Леонид Квинихидзе, 1965

Очередная вариация на тему Октябрьской революции выделяется тем, что в ней нет пафоса, как в «Ленине в Октябре». Несмотря на то что в фильме Ромма вождь представлен в несколько идеализированном и карикатурном виде, сами съёмки довольно масштабны, в особенности финальный штурм Зимнего дворца. В «Первом посетителе» фабула совершенно комедийная, хоть жанр «драма» и указан в описании.

Фильм повествует о крестьянине Василии Шубине, который возмущён тем, что у него реквизировали лошадь, и герой пытается добиться хотя бы денежного возмещения за утраченную скотину. На протяжении всего фильма Василий, подобно своему чешскому собрату, бравому солдату Швейку, попадает в курьёзные ситуации, случайно участвует во взятии Зимнего дворца, встречает Ленина и совершенно не понимает нового мира и его порядков.

Наблюдать за простым мужиком, попавшим в гущу социалистической революции, одно удовольствие. Актер Юрий Дубровин просто мастерски отыграл недалёкого, но такого симпатичного крестьянина, с характерным говором и отношением к жизни. Прочие персонажи также соответствуют общей атмосфере фарса: Ленин в исполнении Анатолия Смоктуновского сначала не понимает, что делать с просьбой Василия («...Вы не туда попали. Тут дела государственные, всего народа». — «А я кто?!»); народный комиссар Александра Коллонтай (Руфина Никонтова) старается всеми силами преодолеть пренебрежение окружающих и справиться с обрушившейся на неё ответственностью. И это только главные персонажи, с которыми пересекается неудачливый крестьянин.

Также комедийную составляющую отлично дополняет то, что добрую половину фильма можно растаскивать на цитаты: «Ну, Вась, пошли с нами… Зимний дворец брать», «Винтовка для вида, она не стреляет», «У нас ещё не все налажено. Сами понимаете, революция!».

Особенно запоминается совершенно феерическая фраза от эпизодического персонажа Фаины Раневской: «Какая бестактность, какая распущенность! Две революции в один год!».

«Первый посетитель» оставляет только положительное впечатления и заставляет искренне улыбнуться. Этот фильм — отличный образчик того, как можно сделать комедию даже из такого монументального события, как Октябрьская революция.

 

«Красные», реж. Уоррен Битти, Barclays Mercantile Industrial Finance, JRS Productions, Paramount Pictures, 1981 год.

Красные

Уоррен Битти, 1981

Единственный образец западной интерпретации событий 1917 года в нашей подборке, «Красные», интересен тем, что это масштабная биографическая драма, получившая 3 статуэтки «Оскар» (в том числе и «Лучший фильм»), посвящена довольно острой для американцев теме социального неравенства и коммунизма.

Фильм показывает жизнь журналиста и социалиста Джона «Джека» Рида, которого исполнил режиссёр фильма Уоррен Битти. Вместе со своей женой Луизой, замечательно сыгранной актрисой Дайан Китон, Рид попадает в различные перипетии: супруги борются за идеалы, в которые верят, даже если это требует больших жертв. Одним из мест, куда они отправляются, становится Петроград накануне Октябрьской революции.

Картина снята по мемуарам Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», и можно сказать, что и «Красные» могут потрясти зрителя, но не батальными сценами или мастерски прописанным сценарием, а скорее чувством важности событий. Судя по сюжету и вставкам из интервью с его современниками, Джон Рид действительно верил в идеи социализма, за что постоянно расплачивался то своим здоровьем, то работой, то отношениями с женой и друзьями. Но в обмен Рид оказался в самой гуще событий, где он был как влитой, где он должен был быть.

Джон Рид видел Ленина, общался с Керенским, слушал речь Троцкого, а от сцены, когда незадачливого американца вытащили на трибуну, чтобы сказать речь перед российскими рабочими, реально захватывает дух, так сильно ощущается значимость этого момента.

Актерская игра также на высоте. Кроме уже упомянутых Уоррена Битти и Дайан Китон стоит выделить Джека Николсона в роли знаменитого писателя и друга Джона Рида, Юджина О’Нила. Интересно, что Николсон прошёл кастинг на эту роль по одному очень забавному критерию: режиссёр описал персонажа, как мужчину, способного отбить женщину у главного героя. Николсон сказал, что единственный, кто способен это сделать — это он, и согласился на роль.

Нельзя сказать, что этот фильм высказывает какое-то определённое мнение по поводу Октябрьской революции или других событий, в которых поучаствовал Джон Рид во время своих приключений. Фильм скорее сконцентрирован на том, как человек следует своим убеждениям в ситуациях, когда постоянно возникают испытания, проверяющие его на прочность, именно ради этого и стоит смотреть «Красных» прежде всего.

 

Материал подготовил Сергей Байгушев.
Редактор Ирина Капитонова.