• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фантомные невоспоминания: ещё один странный греческий фильм

«Яблоки» — новый фильм в череде кинокартин «странной волны», направления в греческом кинематографе, к которому принадлежат также «Лобстер» и «Клык». Анна Матвеева рассказывает о том, почему «Яблоки» не стоит смотреть в кинотеатре, а также как этот фильм связан со «странной волной» и чем выделяется из неё.

Фантомные невоспоминания: ещё один странный греческий фильм

Фото Louis Hansel (Unsplash), коллаж Ирины Капитоновой

«Яблоки» Христоса Нику — фильм об одиночестве. Чтобы по-настоящему оценить его, нужно смотреть «Яблоки» наедине с самим собой, ночью, закрыв шторы, но ни в коем случае не в кинотеатре.

В «Яблоках» есть все признаки такого художественного направления, как греческая «странная волна». Это течение зародилось в начале XXI века; есть мнение, что начало «странной волне» дал фильм «Клык», выпущенный в 2009 году Йоргосом Лантимосом. Характеристиками этого направления можно считать абсурдистское повествование и минимализм, связанный с плохим финансированием греческого кино.

«Яблоки» поддерживают связь со «странной волной», во-первых, благодаря абсурдному сюжету — в данном случае о том, как в Греции начинается эпидемия амнезии. Во-вторых, в этом фильме есть длинные и нелепые сцены, характерные для этого направления. В одной из них, к примеру, нам показывают тест на память, во время которого главный герой очень долго вспоминает, какая фигурка лежит под кубиком. В-третьих, здесь, как и в большинстве кинокартин греческой «странной волны», присутствует огромный акцент на символизме — те же самые яблоки, которые на протяжении всего фильма несколько раз меняют свою смысловую нагрузку.

Кадр из к/ф «Яблоки»
Реж. Христос Нику, «Сapella Film», 2020

Однако для меня этот фильм всё же выделяется среди картин «греческой волны». У Христоса Нику нет того абсурда, граничащего с жестокостью, который показывает в своих фильмах Йоргос Лантимос (например, тотальный, вплоть до выбора полового партнёра, контроль родителями жизни детей в «Клыке» или превращение одиноких людей в животных в «Лобстере»). Фильмы Лантимоса стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть диковинное устройство его миров, тогда как Нику таким похвастаться не может — его фильм строится на уже типичном сюжете об эпидемии.

Тем не менее изюминкой «Яблок» становится совмещение лёгкого абсурда, характерного фильмам «странной волны», и обыденности. Сочетая эти две полярные грани жизни, фильм показывает истинную красоту, скрытую за повседневностью. Поскольку главный герой будто бы ничего не помнит о том, как устроена жизнь, то он, по сути, заново познаёт всё вокруг, тем самым заставляя и зрителя взглянуть на привычное под другим углом. Так, когда врачи предлагают герою фильма задание — соотнести мелодии и картинки, для рождественской мелодии он выбирает картинку со свадьбой. А что, если бы мы жили в мире, где на бракосочетании играла бы песня «Jingle Bells»? Почему на свадьбах сейчас звучит в основном марш Мендельсона? Про эти и другие вопросы об укладе современного общества начинаешь задумываться во время просмотра «Яблок».

Кадр из к/ф «Яблоки»
Реж. Христос Нику, «Сapella Film», 2020

Вместе с исследованием мира персонажа одновременно погружаешься и в атмосферу одиночества. Изначально кажется, что причиной одиночества героя является потеря связи с родными из-за амнезии и, следовательно, невозможность их найти. Из-за этого сочувствуешь персонажу, но не очень искренне — кажется, что всё разрешится: от заразной амнезии найдут вакцину, всех вылечат и все пропавшие найдутся. Тем не менее ощущаешь неприкаянность героя. Становится грустно и холодно от мира вокруг него — как существовать в реальности, о которой совершенно ничего не знаешь?

Однако спустя некоторое время становится ясно, что...

Осторожно, спойлеры! Нажмите, чтобы увидеть продолжение.

После фильма остаётся ощущение светлой опустошённости, на месте которой может появиться прекрасное, как на месте прошлого, которое главный герой решил принять и прожить, может появиться не менее прекрасное будущее.

 

Материал подготовила Анна Матвеева.
Редактор Анастасия Попова.