• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От телеспектаклей до голливудских блокбастеров: 5 книг, которые учат понимать экранное искусство

В новой подборке мы постарались охватить историю экранных искусств от начала пути из театра на телеэкраны до культовых фильмов современности. Здесь вы найдёте не только отечественные новинки, но и монографии бельгийских и американских авторов.

От телеспектаклей до голливудских блокбастеров: 5 книг, которые учат понимать экранное искусство

Фото Plesner (Wikimedia), коллаж Анны Матвеевой


Виталий Познин «Экранное пространство и время»

Издательский дом Иннополис, 2021

Монография обращается к области киноведения, сосредотачиваясь на вопросах взаимодействия пространства и времени в кино- и телеискусстве. Автор прослеживает этапы формирования экранного искусства, а также его сепарацию от фотографии и театра. В. Познин задаёт два центральных вопроса: что есть хронотоп и как он отражён в экранном творчестве? Именно за счёт игры с пространственно-темпоральными категориями в кино создаётся художественный образ. Пространство и время на экране бесконечно, безгранично.

Читателю-филологу особенно полюбятся те главы книги, в которых описано влияние литературы на природу кинематографа. Монография охватывает тяжеловесную область механизмов перехода пространства и времени из художественного текста в медиапространство. Советуем этот труд к прочетнию как киноведам, искусствоведам, так и любителям кино.

Вячеслав Марусенков «Теория и практика экранизации: опыт реконструкции художественного пространства литературных произведений»

Всероссийский государственный институт кинематографии, 2020

В. Марусенков продолжает упомянутую выше тему хронотопических особеностей в кино- и телеиндустрии и углубляется в переходную область исследования взаимоотношений между прозаической драмой и экранным искусством. Теперь акцент ставится на перенесении художественных образов из сферы литературы в кино. Примерами подобной интерпретации прозы в пространстве киносцены стали «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса.

Игорь Чистюхин «О драме и драматургии»

Лань, 2021

В монографии драматические постановки и драматические тексты раскрываются через литературные понятия формы и содержания, конфликта, события и т.д. Книга представляет собой своего рода словарь по искусству отображения драмы в тексте и на сцене / экране, дополненный аристотелевскими схемами в приложении (прочесть и понять эту таблицу действительно стоит!). Несмотря на современность текста, автор ссылается на более ранних теоретиков драмы и театрального искусства (труды А.А. Аникста, М.Я. Полякова, Е.Г. Холодова). Любопытно читается анализ пьес У. Шекспира, Б. Шоу, А.П. Чехова с позиций древнегреческой теории драмы.

Люк Дарденн «За спинами наших картин»

Rosebud Publishing, 2021

Жанровую принадлежность книги однозначно определить вряд ли удастся — в ней сочетаются элементы автобиографии, документального романа и научного текста. Открывает дверь в мир искусства братьев Дарденн статья А. Долина. Сама же книга состоит из трёх глав, причём первые две оформлены как дневники, в которых этапы создания кино отображены через диалог Люка с братом и самим собой, а третья — как два интервью с братьями Дарденн, которые воспринимаются словно очное знакомство после долгого предисловия. Временной промежуток, охваченный в книге, достаточно велик: дневниковые главы затрагивают период с 1991 по 2014 год, интервью — 2016 и 2020 годы, что позволяет составить довольно полное представление о творчестве братьев Дарденн.

Тим Грирсон «Властелины кино. Инсайдерский рассказ о том, как снимаются великие фильмы»

Манн, Иванов и Фребер, 2021

Книга, которая молниеносно исчезла с магазинных полок, твёрдо держится в топе бестселлеров этого года, о чём свидетельствуют данные книжных магазинов. Секрет успеха — раскрытие приёмов, создающих ту самую «магию кино». Тим Грирсон исследует механизмы «великого кино» на примерах работ С. Кубрика, С. Спилберга, М. Скорсезе, А. Хичкока и других, а также всем знакомых фильмов «Рокки», «Кинг-конг», «Амели», «Чудо-женщина», «Унесённые ветром» и т.д. Небольшой объём, многочисленные иллюстрации — эта книга подойдёт для лёгкого чтения.

Материал подготовила Александра Костина.
Редактор Ирина Капитонова.