• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Куда сходить в Петербурге: осенний гид по выставкам

Как никогда актуальное современное искусство в «Севкабеле» и «Мраморном дворце», вдохновлённые путешествиями работы Николая Рериха и Павла Строганова, блистательное ар-деко... Редакция «Своими словами» выбрала пять очень разных выставок, каждую из которых стоит увидеть этой осенью.

Куда сходить в Петербурге: осенний гид по выставкам

Фото Алёны Федюкиной, коллаж Полины Ярош

HYDRA. Искусство новых медиа в контексте экотревожности

В «Севкабель Порт» до 31 января 2022 года

Цунами из полиэтилена, спектакль с живыми медузами и огромная чёрная гусеница — всё это можно увидеть на новой выставке в «Севкабель Порт». «HYDRA. Искусство новых медиа в контексте экотревожности» — это художественное высказывание на тему экологических проблем, связанных со стихией воды.

Экспозиция объединяет работы как российских, так и зарубежных художников, создающих интерактивные объекты с помощью аудио и видео. Название проекта — «Hydra» — уже указывает на необычность инсталляции: гидра и как вода, и как мифическое существо. Гидра-вода даёт жизнь всему живому, и нам в том числе: даже солёную воду океана люди научились фильтровать и использовать. Гидра-чудовище невероятно жизнеспособна сама по себе: на месте отрубленных голов вырастают новые, так же и природа затягивает свои раны, как на одном из видеоартов выставки — города неизбежно зарастают зеленью.

Пространство выставки встречает шёпотом волн, звоном и неистовым шумом цунами: пластиковые раковины издают «космические» звуки, похожие на дребезжание разгибающейся пружины; а у окна с видом на залив можно послушать плеск воды, смешанный с промышленным гулом. Симуляции из кругов, покрытых водой, гипнотизирующие видеоролики, интерактивные инсталляции могут напугать или удивить, наверное, любого посетителя.

Выставка располагается в Цехе, на втором этаже, рядом с выставкой Уорхола. Важно: билеты на «Hydra» можно купить в отдельной кассе слева от основной (иначе можно случайно приобрести совсем не то, что вам нужно). Если вы студент, то брать билеты онлайн не стоит: студенческая скидка 25% действует только при покупке в кассе. В будние дни билеты дешевле, чем в выходные.

Павел Строганов. Итальянские путешествия

В Строгановском дворце до 15 ноября 2021 года

Павел Сергеевич Строганов — русский дворянин, коллекционер и меценат. Его увлечение живописью проявилось не только в коллекционировании предметов искусства. В молодости Строганов обучался рисунку, что пригодилось ему во время поездки по Италии, на протяжении которой Павел Сергеевич запечатлевал увиденное. Именно эти наброски и можно увидеть на выставке — всего около 60 рисунков, привезённых из путешествия 1839–1840 годов.

Большая часть работ выполнена акварелью, что придаёт им особую лёгкость. Точность и тонкость прорисовки деталей вызывает восхищение — можно рассмотреть черепицу на крышах домов, деревья, иголки кактуса… Интересно посмотреть и на неоконченные работы Строганова, представленные на выставке. Создаётся ощущение вовлеченности: вы видите разные этапы работы художника, от эскиза до нанесения цвета. Помимо пейзажей Сорренто и других итальянских городов по маршруту Строганова на выставке можно встретить и зарисовки интерьеров, людей и событий, например, церковной процессии.

Интересна и история рисунков, описанная на информационных стендах самой экспозиции. Приводятся отрывок из дневника и карта маршрута, выполненная самим Строгановым, а также портфель, в котором и были найдены экспонируемые рисунки. Благодаря кураторским пояснениям к каждому залу и циклу рисунков, выставка не выглядит хаотичной. Вы словно рассматривают путеводитель, по которому прослеживается весь маршрут Строганова по Италии.

Билеты со студенческой скидкой можно приобрести только в кассе Строгановского дворца.

Айдан Салахова. Из цикла «Новые святые»

В Мраморном дворце до 25 октября 2021 года

Айдан Салахова — известная во всём мире московская художница, работающая в разных техниках: как живописец, график, скульптор, создатель видеопроектов. На выставке представлены семь её картин на тему пандемии. Пять работ объединены в цикл «Новые святые»; другие две названы «Сrazy pavings». В прошлом году меценат-коллекционер В. Некрасов купил произведения А. Салаховой и передал их Русскому музею, а теперь вы можете увидеть полотна на выставке в Петербурге.

Цикл «Новые святые» — это художественная рефлексия на карантин в «красной» зоне. Айдан Салахова находилась в московском госпитале «Царицыно» после своего возвращения из Италии. Художница вдохновилась героизмом медиков, которые жили и работали в больнице, её восхищала стойкость врачей, ведь они по 12 часов в день вынуждены были ходить в спецодежде. В санитарных костюмах Салахова увидела особую красоту, напоминающую «космические одеяния». «Новые святые» — монументальные «мадонны коронавируса», безликие, но величественные героини, рельефно выступающие из темноты и символично несущие свет в мир.

«Сrazy pavings» является своеобразной аллегорией «булыжной мостовой» — медицинского термина, обозначающего повреждённые ковидом легкие. На изображениях мёртвая плоть стекает по постаментам, шокирует и заставляет содрогнуться. Жуткий памятник коронавирусу призывает поклониться врачам, борющимся со страшной болезнью.

Чтобы посмотреть выставку, нужно подняться на второй этаж и пройти коллекцию Ржевских, далее вы попадете в зал с «Новыми святыми». Есть скидка по студенческому.

Больше, чем художник — две выставки Николая Рериха

В Музее-институте семьи Рерихов до 5 июня 2022 года

В начале сентября в Музее-институте семьи Рерихов открылась экспозиция «Держава Рериха» — одна из частей одноименного межмузейного выставочного проекта, который объединил не только российские музеи, но и музей Н. Рериха в Нью-Йорке.

На выставке представлены уникальные работы художника, например, виды Гималайских гор, поражающие своей яркостью и сочетающие множественные оттенки коричневого, синего, фиолетового и даже зелёного. Помимо картин Николая Рериха, вы увидите работы членов его семьи. Выставка оригинально дополнена высказываниями художника о предназначении культуры, её ценности, что напоминает посетителям об его активной общественной деятельности по защите памятников культуры. Таким образом, экспозиция комплексно освещает вклад Рерихов не только в мировое искусство, но и в общественную жизнь, что делает её ещё более живой. Создаётся ощущение вашего диалога с Николаем Рерихом, а после просмотра возникает желание ознакомиться с литературными трудами художника.

Рекомендуем также посетить и открывшуюся летом выставку «Чаша Неотпитая. Монголия», приуроченную к 100-летию установления дипломатических отношений между Россией и Монголией. Экспозиция не ограничивается исключительно живописными полотнами Рериха, на ней можно увидеть также многочисленные фотографии из монгольской экспедиции (1926–1927), этнографические материалы, предметы культуры и быта, которые погружают посетителей в атмосферу того путешествия.

Все экспозиции музея, в том числе и эти две выставки, доступны по единому билеты. Студенческие скидки действуют только в кассе музея.

Эрте. Блистательный мир ар-деко

В антикварной галерее «Петербург» до 28 октября 2021 года

Эрте — псевдоним французского художника с русскими корнями, Романа Тыртова. Мастер придумывал обложки «Vogue» и «Harper's Bazaar», создавал декорации и костюмы для парижской Гранд-оперы, а также бродвейских постановок. Выдающийся представитель стиля ар-деко проявлял себя в графике, скульптуре, дизайне и моде, в чём вы можете убедиться на выставке. Здесь представлены и бронзовые скульптуры, и изысканные сериографии — техника нанесения краски придаёт изображениям особую глубину. Вы также увидите чарующие и утончённые образы изящных моделей в пластичных позах.

Экспонаты, представленные в экспозиции, обычно скрыты от публики, поскольку хранятся в частных коллекциях. Увидеть их в центре Петербурга — уникальная возможность.

На выставке можно приобрести каталог и забрать частичку ар-деко от Эрте себе на память. Для входа на выставку нужно пройти в глубь магазина. Есть скидка по студенческому.

Материал подготовили: Екатерина Лебедева, Ирина Летуновская, Алёна Федюкина.

Редакторы: Юлия Воробьёва, Ирина Капитонова.