• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пластиковый закат в резиновом лесу

Выставка «New nature» от Recycle Group в Манеже теперь продлится до 17 октября. О своих наблюдениях нам рассказали её самые внимательные посетители — волонтёры Манежа Алёна Федюкина и Екатерина Лебедева.

Пластиковый закат в резиновом лесу

Фото Ирины Капитоновой, коллаж Катерины Маловой

Как-то раз к одному из волонтёров в Манеже подошел охранник и сказал: «И покупают же люди на такое билеты…». С одной стороны, это забавно, а с другой —  хорошо отражает отношение многих людей к современному искусству. Выставку «New nature» от Recycle group можно отнести к разряду сложных, непонятных и неоднозначных.

Recycle group —  это двое художников из Краснодара, с 2008 года создающие свои «миры». Они уже успели выставиться на Венецианской биеннале и стали обладателями премии Кандинского. За последние два года работы они создали удивительную «New nature».

«New nature» — выставка о технологиях, о том, как они влияют на нашу жизнь; как в будущем (а может уже и в настоящем?) станут связаны человек и машина и к чему это может привести. Если посмотреть на пространство выставки в целом, то оно может напомнить  серию  «15 миллионов заслуг» из сериала  «Чёрное зеркало»: здесь показан новый мир, в котором человек обезличен. Он также отделён от природы. В этой версии новой реальности рабочие были вынуждены постоянно крутить педали в помещении, чтобы вырабатывать энергию. На зарплату можно было покупать контент и во время отдыха пользоваться им в своей комнате с огромными экранами вместо стен. Герои вообще не выходили на улицу, и лишь богачи могли наблюдать натуральный пейзаж из окна. 

Тотальная инсталляция помещает нас в похожее искусственное пространство, где лес и окружающие его пейзажи состоят из пластика. Но, конечно, едва ли художники хотели показать именно мир из «Чёрного зеркала».

Не раз на выставке приходится сталкиваться с «неоднозначностью» инсталляции. Например, один из объектов на входе (под названием «Ответы системы») вызвал горячие споры среди волонтёров. Никто до конца не понимал, что же именно зашифровано в тексте, нанесенном на зеркальный пол из нержавеющей стали в аванзале. Ответ помог найти только сотрудник Манежа: художники записали на языке программирования Python то, как машина распознаёт живые объекты.

Многозначность, а иногда и неопределённость появляется из-за того, что восприятие предметов искусства часто происходит не только на визуальном, но и ассоциативном уровне. Для примера обратимся к  кинетическому объекту «Путь», находящемуся в «Зале памяти». «Следы невидимки» возникают на светлой поверхности и растворяются в тёмной. Это вызывает ассоциации с тьмой и светом, с добром и злом, или даже с добрыми и злыми комментариями в социальных сетях — с цифровым следом. В памяти также возникают картинки с разными призраками, а в контексте нового духовного пространства, представленного на выставке, кажется, что это следы «нового святого». Так посетитель смотрит на экспонаты и, исходя из собственного опыта, рождает свою трактовку смысла произведения. 

Способность экспонатов быть по-разному понятыми становится очевидной при общении с посетителями выставки: один мужчина подошел к волонтёру и спросил, что он думает о «космическом» на выставке, хотя «New nature» рассуждает не о космосе, а о технологиях, которые окружают нас каждый день: смартфоны, планшеты, компьютеры; технология распознавания лиц. Это «открытие» посетителя заставляет задуматься, почему такие ассоциации возникают. Возможно, выставка в чем-то напоминает космическое пространство потому, что космос очень «технологичен»: сложно представить плохо оснащённый космический корабль. Нередко в фильмах о космосе используется необычное освещение, а в Манеже многие объекты оснащены светодиодной подсветкой, кроме того прозрачный потолок изменили к выставке: вместо обычных стекол поставили цветные. Конечно, это мысль вольная. Как и объяснения волонтёров детям, что в уже упомянутом объекте «Путь» следы оставил невидимый снежный человек.

Однако для волонтёра нет момента радостней, чем тот, когда посетитель делится своими интерпретациями артобъектов. Вот к тебе подходит женщина, цитирует Аристотеля и, указывая на «Лес истекших ссылок», говорит, что это наше будущее. Новые интерпретации всегда расширяют понимание как отдельных работ, так и всей выставки в целом. Художники на public talk в ответ на вопрос из зала сказали, что в их работах есть поверхностный, самый очевидный смысл, но есть и более сложные и глубокие. Можно подумать, что искусство —  это «слоёный пирог» из смыслов. 

Своего рода пространство из самых разных идей создают экспонаты, которые тесно связаны друг с другом на «New nature». Так, сразу несколько работ объединены символикой нуля, как начала всего живого и виртуального, не раз обыгрывается тема взаимодействия воды и машины, не единожды использованы одни и те же материалы для создания разных объектов. Это позволяет выстроить цельный рассказ на экскурсиях по Манежу. Хотя, конечно, водить туры по «New nature» непросто: ты сам не всегда понимаешь, какой смысл вложили авторы, и насколько твоя трактовка — верная. А бывают ли верные?

 

Материал подготовили Екатерина Лебедева и Алёна Федюкина.