• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сапоги с зубами и люди-мухи на броневике: антиядерный манифест Роберта Саакянца

Мультфильм «Ветер» Р. Саакянца в двух словах не перескажешь: странные существа и события сменяют друг друга, создавая неописуемо абсурдную картину. Ольга Охотникова рассказывает, на что обратить внимание при просмотре и как разобраться в причудливых порождениях фантазии мультипликаторов.

Сапоги с зубами и люди-мухи на броневике: антиядерный манифест Роберта Саакянца

Коллаж Катерины Маловой

Дежурный сидит на посту охраны у входа на военный объект и занимается своими делами — проверяет пропуска, параллельно пишет любовную записку (строками из письма Татьяны к Онегину), смотрит телевизор. Казалось бы, что может пойти не так. Однако через некоторое время начинают происходить странные вещи: появляются люди с лишними конечностями, оживает надувная женщина, а люди-мухи на броневике стреляют по ногам рабочего — и всё это из-за непрерывного запуска ядерных ракет. Так начинается мультфильм «Ветер», снятый студией «Арменфильм» в 1988 году. Его сюрреалистический характер и абсурдные сюжетные повороты не мешают зрителю догадаться о главной теме мультфильма — ядерной угрозе и её последствиях.

Отношение к атомной энергии в ХХ веке было переменчивым. Оно было оптимистичным, когда появились такие программы, как «Атом для мира» (Atoms for Peace) [1] и «мирный атом» [2], и вера в высокотехнологичное будущее распространилась по всему миру. Атом стал пугающим, когда была испытана первая советская атомная бомба, и весь остальной мир понял, что эта сила больше не контролируется исключительно США [3].

Чернобыльская катастрофа 1986 года повергла человечество в ужас, ведь она означала, что никакая человеческая сила не может контролировать атомную энергию [4].

В это время Р. Саакянц (режиссер и аниматор) и Г. Даниелян (автор сценария) создали «Ветер», который стал реакцией не только на аварию на ЧАЭС, но и, шире, на позднюю советскую эпоху периода Горбачёва и приближающееся окончание холодной войны. 

К 1988 году армянский мультипликатор Р. Саакянц уже был известен по всему Советскому Союзу благодаря своим детскими мультфильмам, а годом ранее он даже был удостоен звания заслуженного художника. В период перестройки и гласности творчество Саакянца все более политизировалось, что было вызвано стремительной либерализацией искусства и средств массовой информации [5], в итоге произведения Саакянца превратились в мультфильмы для взрослых. Созданный в жанре ужасов «Ветер», несомненно, предполагал в качестве целевой аудитории современное ему советское общество. 

Объяснить в деталях сюжет мультфильма вряд ли получится: количество персонажей, сюжетных поворотов и сменяющих друг друга кадров неописуемо. Однажды на военной базе было запущено бесчисленное количество ракет, что привело к радиоактивному заражению, а вслед за ним к человеческим мутациям и, в итоге, распаду всех веществ — людей, природы, Земли. Главный герой, охранник этой базы, проверяя пропуска, следит за всеми входящими внутрь служащими, а когда ситуация ухудшается, пытается сбежать и остановить процесс, но безуспешно, так же распадаясь на частицы в финале. У зрителя постоянно возникает ощущение неконтролируемости происходящего: все сотрудники изображены бессознательными и безответственными — кажется, будто они не понимают (или не хотят понимать), что их действия приводят к страшным последствиям. Авторы сатирически демонстрируют плохую работу техники — в одной из сцен кнопка для запуска ракеты западает, её чинят, и работник для проверки нажимает на неё три раза, запуская, таким образом, ещё три ракеты. В другой сцене, сотрудник, отвечающий за нажатие кнопки запуска, занят совершенно другим: он пытается зажечь вместо сигареты шприц, затем впрыскивает его содержимое в руку, и надувает резиновую женщину. Та оживает и начинает нажимать на панели все кнопки подряд, как получивший заветную игрушку ребёнок, в то время как рабочий улыбается под воздействием наркотиков. Образ ядерной энергии как игрушки в неправильных руках достигает пика в сцене, где этот же работник играет в компьютерную игру, нажимая на рычаги, стреляя, таким образом, ракетами сначала по самолётам и планетам, а затем и по Земле.

Ветер. Р. Саакянц, Арменфильм, 1988. 7:32

Особо впечатляет разнообразие мутировавших персонажей — авторская фантазия породила людей с лишними ногами и руками, двигающимися на четвереньках, с хвостом и женским телом на спине, с руками из ушей. В мультфильме можно увидеть людей-мух на броневике, горилл в форме, сапоги с зубами, мужчину на костылях, со слоновьей головой и с мужчиной в костюме Бонапарта на шее, голову с огромными ушами, которые работают как крылья бабочки. Общей отличительной чертой всех существ является наличие пропуска и соответствующей униформы, необходимых для прохода на военную базу. Важнее оказываются внешние признаки, а не опыт или знания — к такому мрачному выводу авторы иронично подталкивают аудиторию.

Ветер. Р. Саакянц, Арменфильм, 1988. 5:54

Политическую критику режима можно увидеть и в кадре, где появляется плакат с комбинированным лицом Сталина и Гитлера, иллюстрирующий равенство масштабов зла, вызванного действиями этих политических лидеров. Другой пример — броневик с людьми-мухами, в котором одновременно находятся плакаты со Сталиным и обнажёнными женскими формами — так транслируется идея о том, что идеология и возвышенная цель часто прикрывают низменные страсти людей. Подобные высказывания, очевидно, не могли быть выражены в более ранний период советской власти: только гласность и спровоцированное ею ослабление и постепенное исчезновение цензуры позволили артикулировать эти идеи. На период перестройки авторы ссылаются и в сцене, когда охранник заходит в лифт, который превращается в вагон метро, покидающий станцию «Проспект Гласности». Уже через секунду это место превращается в стену с дверью, из которой выходит главный герой — гласность демонстрируется как отправная точка для движения, которое практически сразу же заканчивается.

Интересен и музыкальный аккомпанемент. В начале мультфильма дежурный включает телевизор, на экране которого мы видим греческую скульптуру. Через секунду она уже превращается в космонавта в открытом космосе, умещая в эту секунду, таким образом, весь процесс развития человечества на протяжении тысячелетий. Скульптура-космонавт поет «We Are The World» — благотворительный сингл супергруппы 45 американских художников США (United Support of Artists for Africa), который был записан в 1985 году и призывал помочь голодающим Африки. Посыл к единству человечества, заключённый в песне, используется авторами мультфильма, чтобы подчеркнуть значение ядерной угрозы и необходимость активной совместной борьбы с ней. Мы слышим песню в начале, а потом и в конце произведения, когда каждое существо распадается на частицы и исчезает, и на экране телевизора её уже поют два динозавра в пустыне: один жизненный цикл завершается и начинается новый.

Ветер. Р. Саакянц, Арменфильм, 1988. 14:30

Через весь мультфильм проходит и тема взаимоотношений с природой. В одной сцене из-за радиации на полу комнаты начинает расти трава, появляется щебечущая птица, которая тут же умирает. В другом эпизоде охранник подходит к окну, за которым виден пейзаж с голубым небом, зеленью и домами, однако, когда он пытается открыть окно, ему не удаётся — намерение вернуться в традиционный мир природы уже неосуществимо. Главный герой пытается разбить окно, но на стекле появляется изображение черепа с костями. Это предупреждение о смерти в случае вмешательства в природу демонстрируется также через многочисленные сцены «сдувания» людей, превращения их в порошок с помощью ветра. Концовка произведения указывает на абсолютность ветра: на последних кадрах всё распадается на белые частицы, превращаясь в снег, а затем в метель, которая остаётся единственной движущей силой. Всё будет снесено ветром; это ветер времени, перед которым человек ничтожен.

Ключевой посыл мультфильма, очевидно, антиядерный: в каждой сцене авторы доказывают, что влияние радиации ужасно, так как она превращает человека в животное, а природу с миром — в ничто.

Подобные опасения, связанные с окружающей средой, не были уникальными на момент создания произведения. Состояние перестройки и гласности, совпавшее с Чернобыльской катастрофой, сделало экологию и проблемы окружающей среды «лозунгом общественного дискурса» [6]. В то же время эти опасения не существовали в вакууме, а были включены в политическую [7] и даже национальную [8] борьбу в позднесоветский период. Национальный контекст важен и при анализе «Ветра». Мультфильм был создан представителями армянского искусства в армянской художественной студии в период, когда вскоре после Чернобыля возник риск продолжения строительства АЭС на территории республики, что стало «угрожающей жизни опасностью, которая требовала быстрых действий» [9]. Это, в свою очередь, привело к протестам, совместными усилиями интеллигенции, рабочих, студентов и правительственных чиновников. Землетрясение в декабре 1988 года подтвердило озабоченность населения по поводу риска размещения АЭС в сейсмически активной зоне [10]. Такие условия вероятно повлияли на интеллигенцию, что позволяет предполагать, что произведение Р. Саакянца было реакцией не только на глобальные проблемы, но и на события, происходящие внутри собственной республики. 

Наконец, существенен вопрос о прекращении холодной войны. Во-первых, её конец можно объяснить развалом Советского Союза, который был спровоцирован перестройкой, режимом гласности и увеличением объёма информации, что нарушило систему, основанную на ее ограничении. В этой парадигме «Ветер» можно рассматривать как один из элементов новой медиакультуры, критикующей политическую систему и её решения по вопросам окружающей среды. Во-вторых, фактор экологических проблем можно интерпретировать как значимый, поскольку изначально аполитичный призыв выявил недостатки советской политической и экономической системы [11], что подтверждается главной идеей мультфильма — неспособность поддерживать окружающую среду ведёт к её разрушению. Последняя, но не менее важная интерпретация предполагает определяющую роль экологии и включает перспективу «экоцида» (ecocide), совершённого Советским Союзом, который не смог справиться с ликвидацией массовых катастроф и мобилизовать население [12] — неспособность контролировать происходящее, показанная в «Ветре», соответствует и этой точке зрения.

Таким образом, страх перед ядерной угрозой чётко выражен в мультфильме «Ветер» — его основная идея о недопустимости нахождения у власти некомпетентных и безрассудных людей переплетается с призывом осознавать последствия своих действий. В то же время, под влиянием всех контекстов, в которых создавалось это произведение, (период перестройки и гласности, растущей экологической обеспокоенности, а также национальных движений), он стал интерпретацией и политизированной реакцией на текущие события, а не просто антиядерным мультфильмом.

 

Примечания

[1] Krige J. Atoms for Peace, Scientific Internationalism, and Scientific Intelligence / Global Power Knowledge: Science and Technology in International Affairs / ed. by J. Krige and K. Barth. Chicago: University of Chicago Press, 2003. P. 180. 

[2] Lindbladh J. Chernobyl as the Beginning of the End of the Soviet Union // Baltic Worlds. 2014;7(1). P. 7.

[3] Brougher K. Art and Nuclear Culture // Bulletin of the Atomic Scientists. 2013; (6). P. 16.

[4] Dawson JI. Anti-Nuclear Activism in the USSR and Its Successor States: A Surrogate for Nationalism? // Environmental Politics. 1995; 4 (3). P. 447.

[5] Yanitsky O. From Nature Protection to Politics: the Russian Environmental Movement t 1960–2010 // Environmental Politics. 2012. Vol. 22. P. 925.

[6] Ibid. P. 926.

[7] Coumel L., Elie M. A Belated and Tragic Ecological Revolution: Nature, Disasters, and Green Activists in the Soviet Union and the Post-Soviet States, 1960s-2010s // Soviet & Post-Soviet Review. 2013; 40(2). P. 162.

[8] Doose K. Green Nationalism? The Transformation of Environmentalism in Soviet Armenia, 1969–1991 // Ab Imperio. 2019; (1). P. 204.

[9] Ibid. P. 191.

[10] Ibid. P. 197.

[11] Ibid. P. 204.

[12] Coumel L., Elie M. A Belated and Tragic Ecological Revolution: Nature, Disasters, and Green Activists in the Soviet Union and the Post-Soviet States, 1960s-2010s // Soviet & Post-Soviet Review. 2013; 40 (2). P. 160.

 

Материал подготовила Ольга Охотникова.