• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политология искусству не помеха: Мария Недосекова об участии в «Arts in urban places. (Re)invent and create!»

Не будем лукавить – не каждый человек, поступивший на политологию, продолжает свою карьеру в этом направлении. На самом деле, выбор образовательной программы не становится ни для кого "запертой клеткой". В особенности это касается творческих людей: они всегда среди кипы статей к семинарам находят время для своего любимого дела.

Мария Недосекова, студентка четвертого курса ОП «Политология» поделилась с "Вольной Редакцией" своей историей об участии в международной программе   «Arts in urban places. (Re)invent and create!», посвященной искусству и урбанистике, и рассказала, как можно заниматься тем, к чему лежит душа, при этом продолжая получать политологическое образование и извлекать из этого пользу.

Предыстория
Искусство, так или иначе, всегда было в моей жизни, я рисовала в детстве, потом окончила художественную школу, в университете пыталась стать «дизайнером» для всего, где требовались постеры. С урбанистикой я столкнулась в тот момент, когда выбирала майнор, поехав учиться на семестр в Москву. Я решила, что было бы забавно узнать что-то о городских исследованиях, тем более что это можно легко привязать к политологии при надобности. Вообще, после трех с половиной лет на политологии учишься находить политологические моменты практически во всем. И в тот момент, когда ты примерно представляешь, как что-то в жизни происходит и работает, то понимаешь, что годы учёбы прошли не зря (хотя бы для общего развития).

Одним прекрасным днем мне в очередной раз написала моя подруга, с которой я познакомилась на одной осенней школе. «Ты вроде урбанистикой занимаешься?» - сказала она и скинула мне ссылку на какую-то заявку. Оказалось, это был молодежный обмен про искусство в городской среде «Arts in urban places. (Re)invent and create!», организованный в рамках программы Erasmus. Проходит в три этапа по две недели – сначала в Берлине, потом в Питере и дальше в Минске. Оплачивают транспортные расходы, жилье и кормят – очень хорошие и довольно редкие условия для любой программы.

Я подумала, вау, как круто, но потом немного расстроилась, что, наверное, я со своим непрофильным для данной тематики политологическим образованием там не совсем впишусь. После этого последовало целых два собеседования со стороны российских организаторов, но в итоге я прошла и очень успешно, по моему мнению, съездила в Берлин и уже ожидаю следующих этапов проекта.

В Берлине
На проекте нас было около двадцати человек: из России, Беларуси и Германии. Мы жили все вместе и действительно обменивались культурным опытом ежедневно – в этом, думаю, в большей степени и заключалась цель всего действа. Но кроме неформального общения у нас была также очень плотная программа, которую составила немецкая сторона. Было много занятий, направленных на тимбилдинг, и это сильно помогло всем наладить общение на первых порах. Были занятия, где нам представляли какие-то из направлений искусства, например, перформанс или инсталляции. Также были воркшопы, где мы уже какие-то из представленных методов должны были попробовать самостоятельно использовать, естественно, в командах. К примеру, однажды, мы делали из какой-то маленькой идеи короткое театральное представление за очень сжатый промежуток времени. В день у нас могло быть примерно по два блока серьезных активностей.

Во время проекта я определила для себя, что Берлин – это город, в котором есть какой-то особый дух свободы. Это дает почву для развития искусства разных форм и жанров. Мы знакомились с городом самостоятельно, гуляя по улицам и рассматривая обилие стрит-арта, всевозможных наклеек на всем, различных архитектурных стилей и сочетаний, скажем, стеклянных высоток в одной части города, и того, что в темноте с трудом можно отличить от спального района в Петербурге. Но кроме этого, в рамках программы, мы посетили арт-резиденции и пространства.

Одним из таких мест был Центр искусства и урбанистики (ZkU Zentrum für Kunst und Urbanistik), расположенный в здании старой железнодорожной станции. Или Galerie Neurotitan в безумно красивом месте, где все разрисовано легальными граффити. Или GlogauAIR, где мы смогли посмотреть на арт-резиденцию изнутри и увидеть, как в ней работают и живут художники.
К концу программы у нас было запланировано время для создания больших групповых проектов. Мы просто делали разное интересное про Берлин, искусство и городские пространства. А в заключение у нас было публичное мероприятие с выставкой наших проектов и проходило оно в одном из пространств резиденции GlogauAIR – в общем, кому расскажешь – могут и не поверить.

Еще один важный момент: языком проекта был английский. В неформальном общении, конечно, мы часто переходили на русский, так как все же большая часть участников были русскоговорящими. Но, вообще, это была очень хорошая языковая практика преодоления барьера в устной речи (куда легче выражать свои мысли, когда «правильных» мыслей не бывает – это ведь искусство, тут все правильно).

По поводу учебы – так получилось, что пар в этот период у нас практически не было, а из дедлайнов осталось всего одно крупное эссе. Я его дописывала вечерами, пока все занимались чем-то интересным: но я зато могла делать умный вид, сидя за ноутбуком. Так получилось, что в нашей группе был еще мальчик, который изучает политологию в Германии. Помню, я забыла какое-то важное слово (субсидиарность) и ходила к нему спрашивать.
После окончания проекта и горестных прощаний у нас была возможность остаться и посмотреть город, что я и сделала. Так как мы жили основную часть времени ближе к окраине, то очень хорошо рассмотреть удалось только близлежащие районы и кладбища. За последние же дни я выполнила программу must see и посмотрела почти все те места, которые у меня ассоциировались с Берлином.

Что понравилось
Мне всегда было близко искусство, но теперь я все реже нахожу время, чтобы как-то к нему прикоснуться. Очень здорово было поделать что-то своими руками, заново открывать для себя творческий процесс. Вообще, забавно делать что-то творческое среди людей, которые профессионально этим не занимаются. Это немного вызывает ностальгию по урокам труда в начальной школе. Но вместе с тем, отсутствует всякая критика к тому, в какой форме выражается какая-то мысль – в большей степени внимание падает именно на вложенный смысл. В группе людей с абсолютно разным бекграундом (начиная химико-биологическим и заканчивая книгопечатаньем) все идеи перестают быть плоскими и обретают множество новых граней, которые сложно увидеть самому.

Что дальше
В июне будет проходить часть в Санкт-Петербурге. Конечно, когда я подавала заявку, я думала про весь проект, учитывая только первую часть, которая проходит в Берлине. Сейчас я уже понимаю, что Петербург – это тоже очень хорошее место для проведения такого проекта.  Статус «культурной столицы» с ее музеями и достопримечательностями, обилие удачных и не очень проектов креативных пространств – все это создаст ту среду, в которой погружение в тематику программы сможет пройти максимально результативно.

Вообще, можно выделить одну общую проблему, которая присуща практически всем типам проектов, школ и других активностей. Очень сложно закрепить те социальные связи, которые могли сформироваться за время их проведения. Проект заканчивается, а с ним заканчивается и «дружба» - наверное, это похоже на конец смены в лагере, но я в лагерях не была, поэтому не могу точно сказать. У «Arts in urban places» же ситуация совсем другая: за счет того, что у проекта есть три этапа, проходящие через какой-то не очень долгий, но и не короткий промежуток времени, можно закрепить полученные контакты. Поэтому, должна отметить, что обмен – это очень классная штука, особенно вот такой, многоэтапный.

Советы всем тем, кто никуда не ездит
Я боюсь нового. Где-то слышала, что это особенность нашего мозга, который старается держать нас в комфортной и знакомой среде. Так же, как и перед всеми остальными мероприятиями, у меня был страх и перед этим проектом: мне казалось, что я могу быть недостаточно хороша или не иметь нужных профессиональных качеств, или же, наоборот, потеряю зря столько времени, занимаясь чем-то непонятным. Мне кажется, что лучше что-то сделать и получить новый опыт, чем не сделать и не получить его. Я часто не придерживаюсь этого «правила», но честно стараюсь переучить себя.
И если обычно я участвую в чем-то профильном и политологическом, то этот проект был чем-то «для души». Важно во время учебы не забывать о каких-то других своих интересах, особенно, если политология – это не то, что захватывает все твои мысли. Сложно постоянно пребывать в одном коллективе и в одном и том же месте, и пытаться успешно генерировать новые идеи. Вот я в Берлине смогла придумать более или менее интересную (для меня) тему для политологического исследования. Обычно у меня очень плохо с придумыванием тем и дается это с огромным трудом. Но здесь симбиоз творчества и политологии дал свои плоды, чему я была очень рада.
 
Текст подготовила Екатерина Гузиева
студентка четвертого года обучения ОП «Политология», участница проекта «Вольная редакция»  
Фото: Иван Демченко, участник «Arts in urban places. (Re)invent and create!»