• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Арт-критика

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по арт-критике – это возможность не только освоить базовые инструменты для навигации по арт-пространству, но и научиться быть проводником для других. Для этого важно освоить методы и критерии анализа художественного события/объекта, разобраться в контекстах и установках современного арт-рынка. Но только разбираться в теориях и практиках, уметь «смотреть и видеть», – мало. Нужно научиться быть понятным: уметь емко формулировать, аргументировать критическое суждение и донести его до целевой аудитории. В ходе курса студенты осваивают методы исследования художественного объекта/события, учатся искать подходящий язык/словарь и использовать инструменты критического анализа для работы в медиасреде культурной сферы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов к профессиональной деятельности в культурной сфере: формирование представления о принципах функционирования современной культурной среды, развитие навыков анализа художественного объекта/события и применения инструментов критического анализа при создании контента в различных медиаформатах, жанрах, в соответствии с запросом заказчика и ожиданиями целевой аудитории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Владеет представлениями об истории арт-критики, ее составляющих, и методах проведения критического анализа
  • 2. Применяет различные подходы и методы критического анализа художественного объекта/события для создания арт-критических материалов
  • 3. Владеет навыком аргументации и надпрофессиональными компетенциями, необходимыми для проблемно-ориентированной коммуникации
  • 4. Умеет самостоятельно подбирать и пользоваться профессиональной литературой и др. источниками при подготовке критического материала
  • 5. Анализирует потребности целевой аудитории, способен выявлять запрос, подобрать соответствующие способы коммуникации, форму, жанр, формат и стилистику критического текста
  • 6. Имеет навык рефлексивного осмысления собственного медиатекста/продукта, опыта его создания, владеет навыком конструктивного анализа критических медиатекстов/продуктов, созданных другими
  • Знает основные принципы критического анализа художественного объекта/события;
  • Умеет выявить и охарактеризовать элементы художественного целого, объяснить принципы его организации;
  • Применяет инструменты критического анализа художественного объекта/события в процессе создания медиапродукта/контента в различных жанрах и медиаформатах;
  • Владеет навыком аргументации и выявляет причинно-следственные связи, ошибки в логике критического высказывания;
  • Умеет самостоятельно выбирать, использовать литературу и другие источники при анализе художественного объекта/события и создании контента;
  • В процессе формулирования результатов критического анализа при создании медиапродукта/контента учитывает запрос и технические требования, потребности и целевой аудитории, способен подобрать соответствующие способы коммуникации, форму, жанр, формат, стилистику медиапродукта/контента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Арт-критика: понятие, история, ключевые векторы, персоналии и контексты
  • Раздел 2. Художественные институции и институциональная критика
  • Раздел 3. Анализ художественного события; форматы, подходы и инструменты создания критического текста
  • Раздел 4. Актуальные методы искусствознания: фокусы и границы применения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальная и групповая рефлексия
    В течение курса студенты пишут пять рефлексивных эссе и участвуют в групповых обсуждениях текущей семинарской практики, в ходе которых происходит обмен суждениями и мнениями о прочитанной литературе, другом контенте, отвечающем тематической направленности семинара, собственном опыте работы над подготовкой критических материалов и участии в групповых обсуждениях материалов. Оценка формируется на основании результатов участия в групповых обсуждениях и наличия пяти рефлексивных эссе (эссе не оценивается с точки зрения качества текста как продукта, потенциально пригодного для публикации). Задание нацелено на формирование навыков рефлексивного отношения к профессиональной деятельности и саморегуляции в рамках индивидуальной и групповой работы, развития навыков проактивной коммуникации.
  • неблокирующий Учебное портфолио
    В течение курса студенты выполняют шесть практических заданий, итогом которых является создание критических материалов разного формата, в различных жанрах в соответствии с формулируемыми в процессе семинарских занятий техническими заданиями/установками (в т.ч. в соответствии обозначенными временными сроками). Оценка формируется по итогам групповых обсуждений материалов и соответствия обозначенным установкам технического задания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.15 * Индивидуальная и групповая рефлексия + 0.15 * Индивидуальная и групповая рефлексия + 0.7 * Учебное портфолио
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexander, P. An Essay on Criticism / P. Alexander. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 15 с. — ISBN 978-5-507-36894-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/42491 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Busra INCIRKUS. (2018). Classical Artwork Analysis in the Context of Art Criticism: The Oath of the Horatii. Idil Sanat ve Dil Dergisi, (46), 639. https://doi.org/10.7816/idil-07-46-02
  • Rasmussen, M. B. (2017). A Note on Socially Engaged Art Criticism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C8D445D5
  • Tam, C. O. (2018). Evaluating Students’ Performance in Responding to Art: The Development and Validation of an Art Criticism Assessment Rubric. International Journal of Art & Design Education, 37(3), 519–529. https://doi.org/10.1111/jade.12154
  • Ганичева Ю.В. - Арт-журналистика в цифровую эпоху: реалии и прогнозы - Согласие - 2019 - ISBN: 978-5-907038-32-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=357274
  • Крылов, В. Н. Русская литературная критика конца XIX — начала XX века: стратегии творческого поведения, социология литературы, жанры, поэтика : учеб. пособие : учебное пособие / В. Н. Крылов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 276 с. — ISBN 978-5-9765-1976-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146938 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Павлова, А. Ю.  Художественная критика : учебное пособие для вузов / А. Ю. Павлова, Н. В. Сколова. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 133 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11490-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516606 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Broome, J., Pereira, A., & Anderson, T. (2018). Critical Thinking: Art Criticism as a Tool for Analysing and Evaluating Art, Instructional Practice and Social Justice Issues. International Journal of Art & Design Education, 37(2), 265–276. https://doi.org/10.1111/jade.12111
  • Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре, Бахманн-Медик, Д., 2017

Авторы

  • Котюкова Анастасия Васильевна