• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология в коммуникациях и медиа

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Коммуникации являются основой жизни и деятельности каждого человека, структурируют общество и культуру. Понимание психологических основ коммуникации, знание психологических закономерностей и принципов построения и функционирования любого взаимодействия создают базу развития специализированных навыков в области медиакоммуникаций, позволяют найти собственный коммуникативный стиль и сформировать устойчивость в восприятии и интерпретации медиапродуктов. Дисциплина представляет собой синтез классических психологических знаний и материалов быстро развивающейся науки медиапсихологии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых представлений о сущности психологии коммуникации, базирующихся на устойчивых навыках описания психологических реалий в рамках академической терминологии
  • Развитие навыков анализа психологических феноменов и их проявлений в коммуникативной ситуации
  • Формирование навыков оценки психологических компонентов структуры медиапродукта и процесса его потребления и использования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Умеет описывать феноменологию коммуникативной ситуации в академических психологических терминах
  • 2. Различает психологические феномены (процессы, состояния, свойства), дает им определения
  • 3. Понимает сущность классических психологических теорий и использует их для объяснения сложных психологических явлений
  • 4. Выделяет психологические компоненты коммуникативного процесса и коммуникативной ситуации
  • 5. Применяет психологические знания для оценки коммуникативной ситуации
  • 6. Различает технологии психологического воздействия
  • 7. Применяет психологические знания в построении и реализации собственной коммуникативной стратегии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Психология как реальность: наука, мифология и спекуляции
  • 2. Человек в системе психологического знания: индивид, субъект личность и индивидуальность
  • 3. Познание: ощущение и восприятие
  • 4. Познание: мышление и речь
  • 5. Регулирование: эмоции и мотивация
  • 6. Интеграция: внимание и память
  • 7. Становление и развитие личности: события и поколения
  • 8. Коммуникация: след (сигнал) и трансляция
  • 9. Коммуникативные средства: невербалика
  • 10. Коммуникация как портрет актора: вербальные средства
  • 11. Коммуникация как воздействие: психология влияния
  • 12. Коммуникация как идентичность: поиск своего лица
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценивается участие студента в групповом обсуждении темы, вынесенной на семинарское занятие
  • неблокирующий Домашнее задание
    2-3 студента совместно готовят материал к предстоящему семинарскому занятию. В подготовку входит создание презентации для доклада п о научном обосновании рассматриваемой темы и разработка практического задания для всей группы
  • неблокирующий Проектное задание
  • неблокирующий Итоговое письменное задание
    Индивидуальная письменная работа во время очного экзамена, состоит из 3-х видов заданий. Первое задание - выбор правильного термина из представленного списка, который должен быть включен в определение (5 определений различных психических процессов). Второе задание - узнавание психического явления, его терминологическое определение, описанное литературным языком (5 явлений). Третье задание - тест из 10 вопросов с вариантами ответа (множественный выбор, верен только один ответ)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Проектное задание + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Итоговое письменное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гавра, Д. П.  Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06317-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469805 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нуркова, В. В.  Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 524 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02583-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468313 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Адамьянц, Т. З.  Социальные коммуникации : учебник для вузов / Т. З. Адамьянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06898-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474259 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 225 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11562-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475283 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нуркова, В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности [Электронный ресурс] : монография / В. В. Нуркова. - М.: Изд-во УРАО, 2000.-317 с. - ISBN 5-204-00207-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/457329
  • Собольников, В. В.  Невербальные средства коммуникации : учебное пособие для вузов / В. В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05922-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473521 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Третьяк, Г. Е., Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности : монография / Г. Е. Третьяк. — Москва : Русайнс, 2020. — 134 с. — ISBN 978-5-4365-4698-8. — URL: https://book.ru/book/936030 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Харламенков, А. Е.  Русский жестовый язык. Начала : учебник для среднего профессионального образования / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15366-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497763 (дата обращения: 28.08.2023).