We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology in Communications and Media

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Коммуникации являются основой жизни и деятельности каждого человека, структурируют общество и культуру. Понимание психологических основ коммуникации, знание психологических закономерностей и принципов построения и функционирования любого взаимодействия создают базу развития специализированных навыков в области медиакоммуникаций, позволяют найти собственный коммуникативный стиль и сформировать устойчивость в восприятии и интерпретации медиапродуктов. Дисциплина представляет собой синтез классических психологических знаний и материалов быстро развивающейся науки медиапсихологии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых представлений о сущности психологии коммуникации, базирующихся на устойчивых навыках описания психологических реалий в рамках академической терминологии
  • Развитие навыков анализа психологических феноменов и их проявлений в коммуникативной ситуации
  • Формирование навыков оценки психологических компонентов структуры медиапродукта и процесса его потребления и использования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Умеет описывать феноменологию коммуникативной ситуации в академических психологических терминах
  • 2. Различает психологические феномены (процессы, состояния, свойства), дает им определения
  • 3. Понимает сущность классических психологических теорий и использует их для объяснения сложных психологических явлений
  • 4. Выделяет психологические компоненты коммуникативного процесса и коммуникативной ситуации
  • 5. Применяет психологические знания для оценки коммуникативной ситуации
  • 6. Различает технологии психологического воздействия
  • 7. Применяет психологические знания в построении и реализации собственной коммуникативной стратегии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Психология как реальность: наука, мифология и спекуляции
  • 2. Человек в системе психологического знания: индивид, субъект личность и индивидуальность
  • 3. Познание: ощущение и восприятие
  • 4. Познание: мышление и речь
  • 5. Регулирование: эмоции и мотивация
  • 6. Интеграция: внимание и память
  • 7. Становление и развитие личности: события и поколения
  • 8. Коммуникация: след (сигнал) и трансляция
  • 9. Коммуникативные средства: невербалика
  • 10. Коммуникация как портрет актора: вербальные средства
  • 11. Коммуникация как воздействие: психология влияния
  • 12. Коммуникация как идентичность: поиск своего лица
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценивается участие студента в групповом обсуждении темы, вынесенной на семинарское занятие
  • неблокирующий Домашнее задание
    2-3 студента совместно готовят материал к предстоящему семинарскому занятию. В подготовку входит создание презентации для доклада п о научном обосновании рассматриваемой темы и разработка практического задания для всей группы
  • неблокирующий Проектное задание
  • неблокирующий Итоговое письменное задание
    Индивидуальная письменная работа во время очного экзамена, состоит из 3-х видов заданий. Первое задание - выбор правильного термина из представленного списка, который должен быть включен в определение (5 определений различных психических процессов). Второе задание - узнавание психического явления, его терминологическое определение, описанное литературным языком (5 явлений). Третье задание - тест из 10 вопросов с вариантами ответа (множественный выбор, верен только один ответ)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Проектное задание + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Итоговое письменное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гавра, Д. П.  Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06317-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469805 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нуркова, В. В.  Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 524 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02583-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468313 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Адамьянц, Т. З.  Социальные коммуникации : учебник для вузов / Т. З. Адамьянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06898-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474259 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 225 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11562-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475283 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нуркова, В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности [Электронный ресурс] : монография / В. В. Нуркова. - М.: Изд-во УРАО, 2000.-317 с. - ISBN 5-204-00207-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/457329
  • Собольников, В. В.  Невербальные средства коммуникации : учебное пособие для вузов / В. В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05922-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473521 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Третьяк, Г. Е., Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности : монография / Г. Е. Третьяк. — Москва : Русайнс, 2020. — 134 с. — ISBN 978-5-4365-4698-8. — URL: https://book.ru/book/936030 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Харламенков, А. Е.  Русский жестовый язык. Начала : учебник для среднего профессионального образования / А. Е. Харламенков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15366-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497763 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Кудрявцева Елена Игоревна