• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Посмотреть на музей изнутри: о практике историков в Выборге и Гатчине

Летом после второго курса историки знакомятся не только с работой музеев Санкт-Петербурга, но и отправляются исследовать Ленинградскую область. Поговорили с Полиной Пермяковой и Александром Столяровым, которые прошли практику в Выборгском музее-заповеднике и музее-заповеднике «Гатчина». О пользе конференций, причудливых почерках на открытках, забавных историях по пути на практику и многом другом — в нашем интервью.

Посмотреть на музей изнутри: о практике историков в Выборге и Гатчине

Фото из архива Александра Столярова

Полина Пермякова

студентка 3 курса программы «История»

Я проходила практику в Выборгском объединенном музее-заповеднике, если быть более географически точной — в здании фондов Выборгского замка, буквально по соседству с башней святого Олафа. В начале учебного года я участвовала в конференции, организованной музеем, где выступала с докладом о возможностях использования почтовых открыток в микроисторических исследованиях, связанных с историями Выборга и его жителей. Доклад вызвал отклик у сотрудников музея: они рассказали, что у них хранится собрание почтовых открыток с видами Выборга, Выборгской губернии и не только. Так родилась идея нашего сотрудничества и моего места практики. Я очень благодарна Учебному офису — Татьяна Анатольевна Колесникова постоянно была на связи с музеем, чтобы оформить все необходимые документы, за что ей огромное спасибо. По итогам практики обязательно нужно было составить отчет, который был важен как для музея, так и для итоговой оценки в университете. Было очень весело вспоминать все детали в попытке не упустить ни одной!

Помню, что в первый официальный день практики у меня еще шли занятия по майнору, поэтому мне нужно было вернуться в Петербург до 13:00. Я приехала в Выборг на одной из самых ранних «Ласточек». За пару часов в городе мне нужно было оформить документы и успеть обратно на вокзал. Я справилась достаточно быстро, поэтому у меня случилась удивительная прогулка на рассвете по пустым улицам. Все магазины и кафе — кроме знаменитой кофейни HelloBread — были закрыты, и во время прогулки я наконец-то попробовала лимонад в популярном стаканчике с изображением домиков Выборга.

В рамках практики я изучала музейное собрание почтовых открыток, его представленность в Государственном каталоге, даже сама составила несколько карточек. Вместе с главным хранителем музея Наталией Станиславовной Федоровой я разбиралась, как предметы попадают в музей и на выставку, в чем заключается работа хранителя. Основным же «продуктом» моей практики стала серия постов об открытках, отправленных из Выборга в начале XX века, в группе музея во ВКонтакте. Помимо написания научно-популярных текстов я развила навыки «музейного SMM»: мы анализировали отклик аудитории, в зависимости от этого корректировали наполнение дальнейших записей. Так, стало понятно, что аудитории больше интересен формат подборок открыток на определенную тему с кратким описанием, а не подробный рассказ о какой-то одной из них. Это помогло в работе над двумя постами: о выборгских площадях и улицах на открытках. В процессе их подготовки я не только анализировала типографские надписи, но и сопоставляла исторические и современные топонимы, реализуя свою давнюю большую любовь к топонимике. Некоторые открытки были написаны таким причудливым почерком, что приходилось прикладывать особые усилия, чтобы распознать то или иное слово. Поскольку финальные расшифровки шли в карточку предмета или в пост, который увидит большое количество людей, я чувствовала особую ответственность и желание максимально верно интерпретировать каждую деталь.

Практика позволяет посмотреть на музей изнутри в прямом смысле слова, пообщаться с представителями этой интереснейшей области и понять, видите ли вы себя в этой сфере. Кроме того, это отличный шанс развить свои исследовательские интересы, найти новые источники для курсовой работы или по-новому взглянуть на уже знакомые проблемы. Мне было невероятно интересно работать в сфере «музейного SMM», после практики я даже записалась на факультатив по схожей тематике! Очень полезным оказалось погружение в цифровые системы, используемые в музейной деятельности, ведь благодаря им коллекции музея становятся доступными исследователям из любой точки мира.

Хотела бы поделиться маленьким советом для коллег с младших курсов. Ищите то самое место для практики, спрашивайте, сопоставляйте профили музеев со своими исследовательскими интересами, чтобы сделать практику максимально полезной и интересной для себя. Не бойтесь просить помощи у старших коллег, а особенно — сотрудников Учебного офиса, они у нас чудесные! И, конечно, участвуйте в конференциях, семинарах и других мероприятиях в Вышке и вне ее. Ведь нетворкинг — это то, что делает нашу научную жизнь интереснее, в том числе благодаря новым возможностям, которые он дарит.

Александр Столяров

студент 3 курса программы «История»

Меня привлекла возможность пройти практику вместе со своими друзьями, потому что в других музеях было ограниченное количество мест, а мы не хотели разделяться. Кроме того, Гатчина — хорошая возможность узнать о различных сферах музейного дела: комплекс включает не только постоянную экспозицию дворца, но и дворцово-парковый ансамбль, оранжереи. Еще появляется возможность узнать, как организуются временные экспозиции, потому что летом в Гатчинском дворце часто проходят выставки. Во время практики формой контроля была проверка промежуточных заданий и обратная связь, но во всех случаях она была положительная. Финальный же отчет необходимо было предоставить в Учебный офис, поэтому лучше записывать все, что вы делаете в музее.

Две недели практики были поделены на сегменты, каждый из которых был посвящен одной из сфер музейной работы. Такое глубокое погружение требовало выполнения самых разных задач и позволило попробовать себя в качестве научного сотрудника, менеджера по рекламе, педагога, экскурсовода. Я поработал во входной группе, разработал тематическое задание для детей, которое в будущем станет частью путеводителя по одному из самых больших залов дворца, составил описание нескольких предметов, которые были приняты музеем на постоянное и временное хранение. Больше всего мне понравилось, насколько много работники рассказывали о Гатчинском дворце. Каждый подсвечивал ту часть, которая входила в сферу его интересов. Я настолько много узнал об этом месте, что потом еще несколько раз посетил музей, чтобы показать его своей семье и девушке. Наверное, это большой плюс практики в любом музее с длинной историей.

Как говорят футболисты: «Футбол мы любим за то, что происходит после него». Практику мы обычно заканчивали в 16:00 и после этого могли спокойно гулять по музею. У нас были специальные пропуски, которые позволяли бесплатно посетить все части музейного комплекса: посмотреть на парк с высоты птичьего полета, забравшись на башню дворца, погулять по «Зверинцу», посетить ферму. Было невероятно интересно. Самым запоминающимся стал последний день практики. Вместе с нашим куратором мы купили пироги, конфеты и просто сидели и обсуждали наши впечатления. Это было очень душевно, и сложилось впечатление, что такая рефлексия и должна была закончить двухнедельное погружение в музейный мир.

Кроме того, всегда классно проходили поездки до Гатчины и из нее. В это время можно поиграть в огромное количество игр, почитать, послушать музыку, и всегда это будет что-то особенное. Тем более когда за окном красивый вид на Дудергофские высоты. Самым непростым, конечно, было просыпаться летним утром и ехать на вокзал, чтобы добраться на электричке до Гатчины. Но если рассчитать время, то дорога оказывается очень быстрой. Иногда я этим пренебрегал, и тогда происходили самые смешные истории. Например, приходилось оббегать электричку, потому что забываешь, с какой стороны открываются двери. В одну из последних поездок я настолько поздно добрался до Балтийского вокзала, что друзьям пришлось положить мой билет на пол у турникетов, чтобы самим успеть на электричку. Самое забавное: я нашел этот билет, даже прошел через турникет и ... не успел к электричке на пару секунд. Благо, следующая была всего через полчаса, и я не слишком сильно опоздал на практику. Остальное же было не так тяжело, наоборот — наполняло дни лета прогулками и эмоциями.

Перед любым студентом-историком вне зависимости от курса постоянно встает вопрос: «А что мне делать потом?». Кто-то любит историю или работу с источниками, но совершенно не хочет закапываться в архивах и что-то выискивать или постоянно думать, сколько человек прочтут твою научную статью. Такие ситуации — не тупик. Музейная практика наглядный пример работы сложной и разветвленной системы, где найти себя может и ученый, и педагог, и просто человек, интересующийся работой с людьми.

На практике я еще раз понял, насколько важно просто любить свое дело. Каждый, кто рассказывал нам о своей деятельности, был настолько заинтересован, что даже сфера приема и учета экспонатов показалась мне любопытной, схожей с работой в следственном комитете. Оформление парковых зон стало восприниматься не как исключительно технический процесс, а как настоящее искусство ландшафтного дизайна. Я понял, что любые умения в сфере истории могут найти применение. К тому же только во время практики я узнал, что при поиске конференции важно просматривать еще и сайты музеев, потому что многие из них организуют свои мероприятия, где молодой исследователь может набраться опыта.